1 августа 1914 года Германия объявила войну России, после чего цепочка объявлений войны покатилась дальше – началась Первая Мировая война. К началу 1915 года Русская армия вышла на территорию Восточной Пруссии, Венгерской равнины и Турции. В середине 1915 года вследствие нехватки боеприпасов было начато отступление, и война получила название – Вторая Отечественная. Во время этого кризиса во главе Русской армии встал император Николай II. Отход армий не имел глобального отступления и в целом удачно сдерживал армии врагов. В 1916 году ставкой императора был подготовлен удар на юге, получивший впоследствии название Брусиловский прорыв. Масштаб, которого армиями союзников Франции и Англии были достигнуты лишь при помощи США и лишь в 1918 году. На 1917 год Россия имела широкий запас вооружений, а на весну этого года были запланированы широкомасштабные наступления, результат которых был очевиден.
В феврале 1917 года сговор высших должностных лиц, включая членов императорской фамилии, привёл к отречению императора Николая II. Это предательство было названо Февральской революцией, но и её зачинщики остались в роли проигравших. Армия, которой была дарована свобода вольностей, хаоса, митингов не хотела наступать на врага. Временное правительство, возглавившее страну, де факто было мало дееспособно…
После февральской революции власть в Звенигородском уезде стала принадлежать одному из механизмов Временного правительства и называться «временным исполнительным комитетом уезда». Как и в столичном Петербурге, повсеместно на местах возникали дополнительные совещательные органы, т.н. «Советы» тех или иных представителей и комитетов. Создавая тем самым в стране фактическое двоевластие.
3/16 апреля 1917 года из нейтральной Швейцарии в запломбированном вагоне через Германию в Россию прибывает идеолог большевизма Ленин. Его сопровождал объёмный багаж Германского золота, которым открывался финансовый транш на создание по всей стране дезорганизующей агитации, подкупа должностных лиц и организации развитой открытой и закрытой агентурной сети в России. Статс-секретарь МИД Германии в своих воспоминаниях говорит: «Без нашей постоянной поддержки большевистское движение никогда не достигло бы такого обширного влияния». Одной из активно финансово поддерживаемых большевистских вариаций являлись те же «Советы». Большевики, имея фантастические средства, финансировали многочисленных агентов и рост своего влияния в «Советах».
«Советы депутатов» вносили сумятицу в повседневный быт, эмитируя кипучую деятельность. Говорились бесконечные речи, проводились каждодневные митинги, принятие пустых бессмысленных никому не нужных резолюций. По всей стране в волостях вместо того что бы работать проходили кипучие дебаты. В Звенигородском уезде в середине 1917 дело дошло даже до того что решениями большевистских «Советов» около 30 селений отошло из Звенигородсковго в Московский уезд. Разумеется, без реального перехода. Различные территориальные преобразования были узаконены лишь с приходом к власти большевиков.
«Советы» внушали некую фантастику о мифической свободе в период кровопролитной всепоглощающей войны. По воспоминаниям генерала Василия Гурко, рабочие не хотели работать, но хотели повышения зарплаты, а врачи проводили митинги, требуя чтобы, боевые ранения солдат были лишь восемь часов в сутки с часовым перерывом на обед. С попустительства Временного правительства Россия медленно катилась в пропасть, однако фронт войны ещё держался на прежних позициях, и была надежда на появление у руля власти крепкой руки. Ещё одним окриком можно было остановить хаос в стране.
25 октября (7 ноября) в Петрограде вооружённые большевистские отряды берут под контроль объекты государственной власти. По воспоминаниям современников всё это действо напоминало лишь смену караулов. Смольный после небольшой перестрелки так же корректно переходит под контроль большевиков. Утром по описанию Маяковского по графику привычно пошли трамваи, не зная, что живут уже «при социализме».
В Москве тем временем проходило не всё так спокойно, большевикам противостояли небольшие отряды юнкеров и офицеров которые, не будучи поддержанными, не смогли долго продержаться. В дальнейшем большевистские отряды рассыпались по Подмосковью, но в подавляющем большинстве это напоминало всю ту же «смену караула».
О событиях в Звенигородском уезде можно судить из строк участника Александра Спиридоновича Волкова: «Ночь была очень тёмная, шёл сильный проливной дождь с ветром. На рассвете подошли к деревне все мокрые, продрогшие. Немного обогревшись в крестьянских домах, утром отправились в город от Саввинского монастыря. У здания волостного присутствия стояли в конном строю человек 50 казаков, но никаких враждебных действий не принимали. На крыльцо вышел генерал в светло-серой с красными отворотами шинели, высокий, представительный, с большой скобелевской бородой. Казакам приказал спешиться и уйти в казармы, а сам сдался без возражений. После мы пошли занимать почту и телеграф, служащие, которых не вышли на работу или разбежались. Меня и ещё двух товарищей оставили дежурить на телефонной станции, а другие бойцы отряда начали обходить офицеров и купцов, отбирая оружие. В подвалах и на складах Саввинского мужского монастыря было обнаружено много продовольствия и оружия. Всё это было взято на учёт, а монахам предложили разойтись из монастыря. Мне было поручено сообщить о нашей победе на Дедовскую фабрику, на фабрику Попова, в гарнизон Павловской Слободы».
Очень сомнительным кажется наличие оружия у купцов и монахов, более правдивым в этом видятся первые грабежи населения, прокатившиеся по уезду. Подобные отряды занимали учреждения городских и волостных властей и передавали их под контроль либо уже созданных, либо создаваемых «Советов депутатов». Составы, которых были очень характерны для большевиков. К примеру, в Голицыно «Совет» возглавил большевистский агент Пётр Волков. В Каринском дезертир с фронта войны, моряк Балтийского флота, местный житель Сергей Сергеев. В Перхушково на управленческие роли вышла врачебная интеллигенция: ветврач А. В. Листов, главврач Перхушковской больницы Александр Бердичевский, местный юрист Е. Доброходов, начальник ж/д станции А. М. Соколов. Особенно колоритно на фоне волостных правителей выделялись «Советы» Аксиньинской и Ягунинской волостей в лице Ивана Шнырёва и Константина Макарова.
Интересно, что Одинцовскими «Советами» 3 июля 1918 года была образована Одинцовская волость, вобравшая в свой состав ряд селений. Эта дата стала фактическим основоположником будущего Одинцовского района, включившему в себя Звенигородский уезд.
Большевики вопреки громким лозунгам о земле, мире, процветании не утруждали себя усилиями по выполнению обещаний. Вместо этого ими был принят ряд мер по дестабилизации рубля, провальных продовольственных программ, в ходе которых в стране наступал голод. В особенности это касалось тех же городов, в которых из-за инфляции, обесцениванию денег и неплатёжеспособности населения перестало поступать продовольствие. Рядом декретов большевистское правительство начала систематическое изъятие продуктов и ценностей у населения. В волостных «Советах» создавались комитеты бедноты и правительственные реквизиционные отряды, имеющие вооружение и всевластие. Частные предприятия, усадьбы грабились, хозяева изгонялись или репрессировались, вследствие чего большинство предприятий просто закрывалось и расхищалось. В стране наступал Красный террор, большевики становились коммунистами, вводилась продразвёрстка.
В Калчуге, после изгнания хозяев, в Зубаловскую усадьбу въехал основатель Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией (ЧК) Феликс Дзержинский. Позже на территории усадьбы располагались дачи Клима Ворошилова, Бориса Шапошникова и Иосифа Сталина, который переехал отсюда, на Кунцевскую дачу, в 1932 году, после самоубийства его жены Надежды Аллилуевой. Феликс Джержинский позже обосновался в другом месте, в Одинцово. Его дача благополучно дожила до 1999 года, а ныне на этом месте находится городской Ледовый Дворец.
У владельцев Щербатовых была изъята родовая усадьба «Васильевское», в сентябре 1918 года здесь отдыхал вождь большевиков Ленин. Ещё ранее, в апреле 1918 года, он побывал в Усово, где охотился, останавливаясь у местного лесника Е. А. Лавреева. В 1921 году зимой Ленин побывал на охоте у Акулово (близ Кубинки), останавливаясь у местного лесника С. А. Школьникова.
Ещё во время Первой Мировой войны в Назарьевской усадьбе Михалковых размещался госпиталь на 25 мест, в период Гражданской войны здание не поменяло своего профиля, принимая уже красноармейцев.
Интересно и то, что некоторым владельцам имений удалось ещё какое-то время пожить в мире с большевистским правительством. Владельцы усадьбы в Измалкове (что рядом с Одинцово) Комаровским удалось благополучно дожить до начала 20-х годов, после чего они были репрессированы. Такая же судьба постигла и владельцев имения в Дарьино, Столповских, дожив в усадьбе до 20-х они так же были репрессированы.
Время лихолетья поднимало до небес многих людей, быстро зажигая и гася их звёзды. В уездном масштабе это, несомненно, был Иван Шнырёв. Местный житель, уроженец Знаменского, слушатель сельскохозяйственной школы в Павловской Слободе. Участник похода красных на Звенигород в ноябре 1917 года. Организатор выборов местных «Советов», занимал ряд высших должностей в Аксиньинской волости. Руководил Аксиньинским комбедовским отрядом при подавлении Звенигородского мятежа 15 мая 1918 года. С этого времени его карьера пошла в гору, и он стал председателем уездного ЧК, затем уездного земельного отдела. В 1919 году административный центр был перенесён в Воскресенск (теперешнюю Истру) и уездная политическая борьба вынудила Шнырёва искать счастья в Питере, где он благополучно был убит. В 20-х годах, когда в уезде понадобились свои красные герои, об Иване Шнырёве вспомнили и переименовали в его честь Аксиньинскую волость, ставшую Ивано-Шнырёвской. Это не встретило одобрения местных жителей, многие из которых на себе испытали «героическую деятельность красного героя». Название волости вновь изменили на более преемственное историческое название.
Тем временем на мировой арене по-прежнему продолжалась глобальная война, а в России разгоралась Гражданская. Долгое время в Советском Союзе в учебных заведениях преподавали то, что приход к власти большевиков фактически остановил войну на русском фронте. В действительности в разгар войны большевики лишь просто ликвидировали Русскую армию, открыв немцам путь в Россию. «Ни мира, ни войны, а армию распустить». 23 февраля 1918 года ими был взят Псков, немецкий отряд в полсотни человек просто въехал в город. Никакого сопротивления, им никто не противостоял. Ввиду этого 12 марта столица большевиков переносится из Петербурга в Москву. Весной немецкой армией были заняты Нарва, Ревль, Минск, Полоцк, Крым, в марте Киев, часть Кавказа, 8 мая Ростов на Дону. От немецкого поглощения Россию спасла революция в Германии, в противном случае осенью 1918 года немцы вошли бы в Москву. Генерал Василий Гурко издавший свои мемуары в 20-х годах уже тогда предрекал начало новой глобальной войны. Немцы не были побеждены, февральская революция, а затем развал Русского фронта большевиками не позволил довести Первую Мировую до логического конца. Вторая Мировая была предрешена.
В развернувшейся Гражданской войне в России большевики сделали ставку на принудительную мобилизацию. В сентябре 1918 года у станции «Голицыно» начала формироваться стрелковая дивизия, которую возглавил Николай Куйбышев, брат В. Куйбышева, в честь которого позже была переименована Самара. Эту дивизию насильственным путём пополнили и жителями Звенигородского уезда. В следующем в 1919 году, в период с февраля по август, в Подмосковье было проведено 16 красных мобилизаций, неминуемо касавшихся и Звенигородского уезда.
Валера Шабля
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: