«Ворота Столицы» / Александр ЛЫЧАГИН
Открытие выставки одинцовской художницы Ольги Лобановой, работающей в жанре наивного искусства, состоялось в галерее Ирины Долининой.
О работах художницы высказались все, кто хотел это сделать, но, пожалуй, лучшее объяснение времени и места этого творца в художественной жизни нашей страны и планеты в целом (работы Лобановой охотно покупают иностранные галереи) дал культуролог Сергей МАРКУС:
— Во времена соцреализма такая живопись была неуместна. Её считали детским бредом взрослого человека. Автора по тем временам могли определить в психушку. Сегодня эпоха другая, нет КПСС, нет соцреализма, но оказывается, что для такого искусства по-прежнему нет места в наших галереях. Лучшие места там занимают картины, олицетворяющие собой художественный заказ новых русских капиталистов, выполненные им на потребу, нечто в духе Никаса Сафронова.
В русской культуре в целом нет осознания ценности детского состояния души. Собственно, такое осознание вообще есть лишь в одной культуре мира – в китайской. Мыслители древнего Китая, еще во втором тысячелетии до нашей эры, сформулировали великолепное понятие – тун синь, «детское сердце». Они полагали, что взрослый человек – образованный, грамотный, развитой, умный, умелый, богатый, — не может считаться полноценным, если у него нет «детского сердца». А развить в себе такое «детское сердце» помогают люди искусства – поэты, писатели, танцоры, художники.
В европейской культуре детское начало подавляется. Наивным художникам часто в упрёк говорят: «Мой ребёнок рисует так же». Но ведь дети рисуют гениально!
Сергей Маркус полагает одинцовскую художницу явлением уровня Пиросмани и американки Анны Мари Мозес – знаменитой бабушки, грандма Мозес, в возрасте 90 лет начавшей писать удивительно светлые, яркие, сочные, но при этом абсолютно наивные картины, вскоре попавшие в лучшие галереи Америки. Согласиться с мнением культуролога или отринуть его точку зрения наши читатели могут лично – выставка работ Ольги Лобановой продлится до 18 декабря.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: