Фраза «Что наша жизнь — игра» известна, пожалуй, каждому первокласснику. Но, к сожалению, точно так же любой, даже самый маленький ученик знает — с началом школьной жизни об играх приходится забывать. И родители, и педагоги старательно внушают малышам, что теперь-то уж всё, они совсем взрослые и надо вести себя серьёзно.
А между тем, как показала практика, ничто не помогает так быстро и качественно запоминать материал, как конкурсы, соревнования и игры. А возможность пусть даже на короткое время почувствовать себя древним божеством или героем мифов и вовсе запомнится до конца если не жизни, то, как минимум, школы.
Ну в самом деле, давно ли вы представляли себя в роли популярного персонажа средневекового эпоса? Причём не так, чтобы об этом знали только вы, но ещё чтобы и ваш класс был в курсе, и вся параллель в придачу. Причём знали и где-то в глубине души даже уважали вас за это.
Интересно наблюдать за тем, как на входе в актовый зал двое мальчишек со смехом торопят одноклассника, поправляющего обмундирование: «Ну давай же, Геракл, быстрее»… «Быстрее, быстрее, — возмущенно пыхтит им в ответ приятель, явно в чем-то запутавшийся, — можно подумать, всё так просто. Это уже какой-то 13-й подвиг Геракла получается».
Справиться с самодельными костюмами в стиле Древней Греции или Рима на самом деле задача не самая простая. В зале, где на игру «Что? Где? Когда?» собрались ученики пятых классов в античных нарядах, постоянно можно увидеть, как девочки помогают мальчишкам поправить или перестегнуть не слишком привычные им тоги. Сами же школьницы в заданный образ входят на удивление быстро, ну хотя платья — они и в древности были платьями.
Превратить рядовое занятие в творческо-артистический конкурс — идея, кажется, простая, но при этом, увы, в наших школах воплощаемая нечасто. А зря. Ведь заучивать не просто параграф из учебника, а фактически свод правил, по которым предстоит жить в самое ближайшее время, гораздо интересней. Да и носиться по залу с копьём, метать в цель дротики, разгадывать шарады давно минувших веков или, воображая себя богиней, бороться за звание самой прекрасной, гораздо приятней, чем в скучной и давно надоевшей всем форме отвечать зазубренный текст у доски.
Хотя соревновательность мероприятия, конечно, вносит некоторую сумятицу в ответы участников, в целом организатору и ведущей праздника истории Светлане Карпенко явно есть чем гордиться. То, о чем её подопечные говорят свободно и уверенно, едва ли знает большая часть взрослых, собравшихся в зале, чтобы понаблюдать за происходящим.
Вот представьте, к примеру, что вы египтянин, древний и, так уж сложилось, вы умерли. Нет, понятно, что вообразить такое нелегко, но случается всякое, да и вообще — тренируйте фантазию. И вот стоите вы перед угрожающе смотрящими на вас божествами подземного мира, а перед вами весы и перышко. Зачем? Что за процедура вам предстоит? Неуверенно пожимаете плечами? Садитесь с двойкой по истории в дневнике и радуйтесь тому, что вы не древний египтянин, иначе ваша непросвещенность могла бы вам дорого стоить.
А вот пятиклассники наперебой вопят ответ, стараясь перекричать друг друга. Перышко принадлежит богине Маат, символизирующей истину, справедливость и вселенскую гармонию. На одну чашу весов кладется сердце умершего человека, на другую — перышко, знак правды. Если сердце и перышко весят одинаково, человеку даруется бессмертие в лучшем мире.
Учитывая, что ответ ребята дают всё-таки не на уроке, а перед лицом целого сонма божеств, ответственность за ошибку немалая. Но вроде бы всё верно, и ребята хором повторяют клятву: «Мы не крали, мы не лгали, мы не были причиной слез наших преподавателей». На этой части клятвы, кстати, можно обратить внимание на то, как некоторые мальчишки переглядываются с улыбками, явно наводящими на мысль о том, что в отношении слёз учителей у них особой убежденности нет. Учитывая оброненное божествами обещание, что солгавших при произнесении клятвы сожрут чудовища, зал на пару секунд замирает в ожидании экшена. Но чудовища почему-то не разрушают пол под ногами участников, не вылезают, наводя ужас, и никого не едят. Так что либо пятиклассники сказали правду, либо слова богов-старшеклассников не имеют серьёзной силы, либо лезть из под земли аж на второй этаж школы чудовищам просто лень.
В итоге соревнование прошло без эксцессов, не считая, конечно, серьёзных душевных переживаний особенно чувствительных школьниц по поводу того, кто же победит. Чемпионом интеллектуального исторического марафона в итоге стали ученики 5 «А» класса, но никто, думаю, не расстроился, потому что заслуженные подарки — пятерки по истории — получили все.
Прекрасная успеваемость у целой параллели, записанные уже, наверно, на подкорочку знания о древних цивилизациях, самые позитивные впечатления от урока истории за всё время обучения практически у сотни учеников… Таковы скромные результаты всего одной школьной игры. Может, стоит играть почаще? А чтобы быть в форме — чаще посещять Фитнес в Ивантеевке.
Анна ТАРАСОВА
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: