11 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 306 была образована Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
По случаю пятилетия ФСКН в управлении этого ведомства по Московской области прошла встреча с журналистами, в ходе которой выступили начальник управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Центральному федеральному округу генерал-лейтенант полиции Владимир Иванович Минаев и начальник управления ФСКН по Московской области генерал-лейтенант полиции Александр Васильевич Васильев.
По словам наркополицейских, создание ФСКН было вынужденной мерой, как ответ на мощную наркоугрозу, которая в тот момент существовала в стране. Ежегодный прирост наркопреступности составлял 10-15 процентов. Ежегодно на территории Российской Федерации, по данным ООН, отмывалось до 12 млрд. USD, поступающих от продажи наркотиков.
За прошедшие пять лет были созданы все ныне действующие территориальные управления, причём огромную помощь наркополицейским в предоставлении помещений, материально-техническом обеспечении, кадровой поддержке оказали местные законодательные и исполнительные органы власти. Служба прочно встала на ноги, и в 2007 году подразделения ЦФО заняли первое место в Российской Федерации по результатам деятельности. Только за прошлый год ликвидировано 853 наркопритона, счёт изъятых наркотических веществ идёт на тонны. То, что ФСКН ведёт настоящий бой с наркомафией, подтверждают цифры потерь – за 5 лет погибли 28 наркополицейских. Результатом и этих жертв, и работы службы стало то, что удалось остановить рост наркопреступлений. Особый вклад в этот результат внесли Московское и Московское областное управления ФСКН.
Однако успокаиваться рано. 73700 человек состоят на учёте в наркодиспансерах Центрального Федерального округа с диагнозом «наркомания» — это лишь зарегистрированные пациенты, а реальное число наркоманов, по мнению наркополицейских, в 7-10 раз больше.
«По телевидению идёт реклама, которая пытается уверить потенциальных клиентов, что данная медицинская фирма может излечить от алкоголизма и от наркомании за один день. Это ложь. Самые лучшие клиники мира дают результат в 15 процентов излечившихся от наркомании. Это самый настоящий обман, создающий иллюзию того, что излечиться очень легко» — заметил Владимир Минаев и поблагодарил за сотрудничество те средства массовой информации, которые своими публикациями доносят до граждан страны более правдивую информацию.
Поделился Владимир Иванович и соотношением иностранной и отечественной преступности в данной сфере. 90 процентов от общего количества наркопреступлений, по его словам, совершают жители России. Однако если взять крупные изъятия, то картина диаметральна – 90 процентов таких преступлений совершают этнические группировки. Таджикские, узбекские, цыганские, работают по героину. Молдавия и Украина отмечаются наркотическим «растениеводством», страны Европы – синтетическими наркотиками.
Наркоконтроль полностью одобряет меры, которые применяются в некоторых вузах страны, а именно – добровольное тестирование студентов на употребление наркотических средств. (Такое тестирование, кстати, в Одинцовском гуманитарном университете было внедрено одним из первых в стране — ОН). Ведь под ударом наркомафии находится фактически генофонд страны, молодые люди в возрасте 15-30 лет. В Белгородской области предложение пройти добровольное тестирование заставило отказаться от него две тысячи студентов из четырёх, а в оставшихся двух тысячах оказалось выявлено 178 человек, употреблявших наркотики.
«Организации, работающие на молодёжь, в сфере развлечений, должны проходить лицензирование своей деятельности» — высказал своё мнение генерал-лейтенант Минаев. «Не может быть, чтобы при нынешних средствах контроля, современной видеотехнике их руководители не замечали, что происходит в их помещениях. Они должны быть прямо заинтересованы в том, чтобы у них царил порядок. А если порядка навести не могут – их надо закрывать без всяких разговоров».
«ОДИНЦОВСКАЯ НЕДЕЛЯ» поинтересовалась, нельзя ли ужесточить ответственность цыганских семей, которые весьма успешно приспособились к российскому законодательству. «Сдают» одного члена клана, якобы виновного в хранении наркотиков, как хвост ящерица, и продолжают свою деятельность.
— Нельзя ли законодательно ввести в практику более жёсткое реагирование, применяя такие меры, как конфискация домов, депортация подобных семей в малонаселённые районы страны? Клановость может быть побеждена только мерами против клана.
Ген.-лейт. Минаев: — Наша деятельность строится на строгом соблюдении российских законов. И какие-либо нововведения должны быть продуманными, они не могут входить в противоречие с основными постулатами нашего законодательства – равенством граждан перед законом, соблюдением прав граждан. Наказание должно быть неотвратимо только для тех лиц, которые занимаются противоправной деятельностью. Вытеснение таких семей из одного региона в другой просто перебросит туда проблему. Их надо брать в плотное кольцо внимания, отслеживать и документировать деятельность. Да, это нелегко, но в том и состоит профессионализм. Необходимости во введении более суровых мер нет, потому что закон предусматривает достаточно жёсткое наказание. Важно, чтобы оно было неотвратимо, чтобы цепочка расследования не останавливалась на сбытчиках, прослеживалась до источников происхождения наркотиков.
Ген.-лейт. Васильев: — Я всё-таки выступаю за ужесточение мер, предпринимаемых против цыганских семей, замешанных в торговле наркотиками, может быть, действительно, как вы говорите – вплоть до конфискации домов. Если просто взять с поличным наркоторговца – верх профессионализма, то взять цыган – это вообще высший пилотаж. Посылают торговать наркотиками несовершеннолетних детей, беременных женщин в расчёте на снисходительность судей. При задержаниях оказывают сопротивление, у нас были раненые топорами. Тем не менее, члены таких семей всё равно оказываются на скамье подсудимых, могу привести немало таких случаев в Подмосковье. Иногда — с поддержкой ФСБ.
— Иногда граждане говорят о том, что они обращаются в правоохранительные органы с жалобами на притоны, но не видят никакой реакции…
Ген.-лейт. Минаев: — У нас проверяется каждый сигнал. Другое дело, что подозрительные квартиры негласно «пробиваются» довольно продолжительное время, иногда до двух месяцев. Тщательно изучается контингент проживающих, прослеживается, кто приходит к ним в гости. Мало нагрянуть с обыском и найти пустые пробирки – нужна доказательная база, нужно выявить каналы поступления и сбыта наркотиков, иначе работа будет проделана не до конца. Кстати, иногда проверки показывают, что сообщения оказываются ложными – бывает и такое.
Телефон доверия наркоконтроля по г. Одинцово 599-40-74
Телефоны доверия наркоконтроля по Московской области 152-53-52 и 613-47-98
Электронная почта доверия info@gnkmo.ru
Сайт www.gnkmo.ru
Подготовил А. Лычагин. Фотографии оперативных съёмок предоставлены пресс-службой ФСКН по Московской области
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: