«Все происходившее в тот день человек запоминает до мельчайших подробностей: даже в чем был одет…», — Вот и мне все так же помнится.
Муж со своей частью в марте <1961 года> покинули 2-ую площадку Байконура и обустраивались на северном полигоне. А я пока осталась.
.
.
.
.
12 апреля — яркое солнечное утро, высокое голубое небо, ласковое тепло (летняя жара еще впереди). Утром, по местному распорядку, все обитатели площадки вышли к карьеру чуть в стороне от жилой территории.
Расстояние в 2 км (где находится стартовый комплекс) в степи визуально сокращается. Поэтому, когда в небо поднялась ракета, казалась — вот она над тобой, отчетливо виден ее полыхающий «хвост», ступени… И все дружно замахали руками ей вслед, понимая важность данного пуска.
Практическое присутствие (вопреки системе безопасности при пусках ракет) должно было вселить во всех участников такого важного «шага в историю» полную надежду на успех. Все стояли, задрав головы в небо и с волнением следили за полетом ракеты: вот поэтапно отделились ступени…. Маленькая точка медленно скрылась из вида… Раздались аплодисменты и крики «ура»…
.
.
.
Все стали расходиться. В степной земле яркими пятнышками пестрили весенние степные тюльпаны, их головки едва торчали на коротких стеблях с резными колючими листьями, «перекати-поле» кружевными шарами дополняли эту красоту.
Настроение праздничное «по-рабочему». Громкоговоритель на спорплощадке транслирует какую-то музыку, народ нежится на солнышке, кучкуется, что называется, и все чего-то ждут…
И вот спустя часа полтора-два (не помню уже) по радио раздается голос Левитана… В это время из одного из бараков (одноэтажные щитовые строения, в которых жили все, кто работал на 2-й площадке, ныне называемой «космодромом», а в данном бараке располагалась ВЧ-связь)… так вот, на крыльцо одного из бараков выходит… Сергей Павлович КОРОЛЕВ (!) «в своей теперь уже всем известной куртке» с товарищами и обращается с радостью в голосе: «Дорогие мои! Свершилось! Человек к космосе! Спасибо вам всем!».
Близстоящие мужички его подхватили на руки и стали слегка качать… Весь день народ «гудел», как позволяли возможности (главным напитком был спирт… ну а в местном магазинчике по такому случаю были завезены апельсины!! и сырая колбаска, сыр — было чем закусывать ).
Вечером на танцплощадке (в углу стадиончика был своеобразный «культурный центр»), играла по радиотранслятору танцевальная музыка допоздна… праздник продолжался.
А на следующий день вновь пошли обычные рабочие будни «космодрома». Не было чувства, что «мы впереди планеты всей». Люди просто работали.
.
.
Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым…
.
фотографии Илья ВАРЛАМОВ, Дмитрий ЧИСТОПРУДОВ. Агентство 28-300
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: