На протяжении всей новейшей постсоветской истории России администрация Одинцовского района и глава района Александр Гладышев лично, как могли и насколько позволяли полномочия и закон, спасали местные военные городки от полного захирения — бездорожья, «обезвоживания» и замерзания.
.
.
.
Каждый очередной канун осенне-зимнего отопительного сезона превращался в настоящий кошмар недобрых ожиданий. И пока было хоть как-то возможно, глава Одинцовского района, направляя десятки писем в военные инстанции и службы, но не рассчитывая на ответы в виде конкретных действий, заранее включал в список внеплановых мероприятий расходы на ремонт котельных в военных городках, замену труб, батарей отопления и т.д. Потому что перепиской и «отсутствием средств и полномочий» людей зимой не обогреешь.
Год от года военные ведомства всё меньше интересуются бытовыми условиями не то что военных пенсионеров, обречённых на доживание в таких же забытых Богом и минобороны городках, но и действующих офицеров и военнослужащих. В «хрущёвках» и откровенных бараках с гниющими полами и сырыми стенами «живут» с семьями люди, несущие боевое дежурство на ракетных точках и в пунктах стратегической связи.
.
.
.
А осенью 2009 года министр обороны и вовсе дал старт «приватизации армии»: в войска поступил документ, извещавший о создании некоего акционерного холдинга «Оборонсервис», избавляющего Вооруженные силы от «непрофильных активов» (от ремонтных баз до котельных)... а министерство обороны – от ответственности за «коммуналку и социалку» военных городков. Тем более, что и население этих «непрофильных объектов» состоит теперь и в основном из военных пенсионеров и их семей.
В связи с этим в настоящее время квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) Московского военного округа переживает период реформирования. На её месте, по сути, появилась головная структура «Оборонсервиса», дочернее предприятие – то ли ОАО, то ли ГУП «Славянка», которая и будет (должна) отвечать за состояние жилого фонда объектов министерства обороны, т.е. военных городков.
.
.
.
Пока же во всех этих новых структурах сформирован лишь аппарат управления. Финансирование КЭЧ на местах минимальное. Имеющихся средств не хватает даже на погашение долгов по теплу за прошлый год. И особую тревогу (как всегда!) вызывает состояние объектов ЖКХ: военных городков, входящих в отопительный сезон. Проблемы всё те же — изношенность внутренних сетей и отсутствие топлива для котельных (они в большинстве воинских частей угольные)…
Год назад глава Одинцовского района Александр Гладышев с тревогой сообщал Военному прокурору Одинцовского гарнизона, полковнику юстиции Игорю Шульгину о тревожной ситуации, сложившейся в ряде военных городков на территории района: «Результаты проверки готовности объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства военных городков показали, что инженерные сети и сооружения отдельных войсковых частей не подготовлены к работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов … военный городок №32 Фуньково (в/ч 03160) — вскрыты вентканалы и борова за котлами (работы не ведутся), неудовлетворительное состояние водопровода к котельной, нарушена тепловая изоляция наружных тепловых сетей, что не позволит начать отопительный сезон в установленные сроки … военный городок №35 Кобяково (в/ч 51916) — электроснабжение котельной осуществляется по одной воздушной линии от ТП с одним перегруженным трансформатором …военный городок №34 Бутынь (в/ч 92925) …военный городок №315 Одинцово-1 (в/ч 41048) …закрытый военный городок №12 Покровское-Пестово (в/ч 55208) …военный городок №84/2 пос. Гарь-Покровское (в/ч 42791) …военный городок №317 Часцы-1 (в/11281)… Перечисленные факты делают невозможным начало отопительного сезона в установленные сроки, что угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в военных городках. Прошу принять меры прокурорского реагирования».
.
.
.
И тогда же, осенью 2009 года, одинцовские журналисты вместе с начальником районного управления ЖКХ Юрием Абросимовым проехали по военным городкам, указанным в письме главы района. Подобный рейд повторили и в нынешнем году. На основании личных впечатлений, а также фото и видеорепортажей – тогдашних и нынешних – мы и можем судить о том, как изменилась ситуация к ноябрю 2010 года.
Если коротко, то – никак… По крайней мере, смена собственника и вмешательство, казалось бы, военной прокуратуры – если и вызвали какие-то изменения к лучшему, то не общие, не системные и не значительные, как того требует ситуация…
«Круглосуточных» кочегаров-солдат, которых никто вовремя и регулярно кормить не удосуживался, сменили такие же социально незащищенные и безропотные кочегары-гастербайтеры (которых и вовсе кормить не нужно). А сами котельные, перейдя из военного ведомства в руки гражданские и частные, по сути, стали по-настоящему «военными и режимными» объектами, закрытыми для журналистов и, следовательно, от любого контроля со стороны общественности.
.
.
.
С какой степенью эффективности начнет работать новая структура минобороны – фирма «Славянка» в частности, пока неизвестно. Сокращенных специалистов, начиная от слесарей КИП до кочегаров, на прежнем месте работы она не удержала. Новых сотрудников, причем профпригодных, найти очень непросто. Что подтверждают и свидетельства непосредственных участников событий, публикуемые на форуме необычного, но «документального» Интернет-сайта «О кочегарах и для кочегаров»: «Уважаемые кочегары, может, кто-то слышал о такой организации как ООО «Славянка»? Нашу котельную военные передают этому ООО. Хозяева вроде как в Москве и завоз угля они взяли на себя. Я сам ещё в отпуске, но заходил на работу, там <всё плохо>! Угля — ноль, зарплаты — <нет>, мужики в слесарке вокруг армейского электротена сидят, греются…. В Интернете про эту Славянку ничего. Военные отнекиваются – мол, сами ничего не знаем»…
.
.
.
Угля, действительно, на большинстве котельных военных городков Одинцовского района недели на две реальной стужи, не более. Неизвестно и непонятно – откуда уголёк возьмётся, оправдайся вдруг прогнозы об экстремально холодной наступающей зиме. И как с морозами справятся котлы, большинство которых топятся «по-черному» из-за неисправности поддувов.
.
.
.
А несколько новых котлов проблемы не решают – закупленные в самый канун отопительного сезона они требуют не только установки, но и испытания, времени на которые нет.
Так что, не дай, Господь, прогнозам сбыться …
.
.
Сколько финансовых и материальных средств вложено нашим районом в поддержание военных городков, только финансовому управлению и известно. Однако теперь закон запрещает потратить даже копейку на нужды военных городков. И любое «нецелевое расходование средств муниципального и местных бюджетов» (а «не дать замёрзнуть» – это как раз НЕ целевое мероприятие) грозит всем руководителям местной исполнительной власти реальным уголовным преследованием.
Ещё год назад стоял вопрос о том, что передать в муниципальную собственность военные городки военные ведомства не желают. Во-первых, там имеется ведомственная недвижимость, которая ударно использовалась и по-прежнему используется многочисленными коммерческими структурами. Насколько доходы, полученные от сдачи в аренду бывших казарм, штабов и складов, помогают населению военных городков в ремонте жилья и котельных — сказать трудно. Но судя по ужасающему техническому состоянию почти всех без исключения котельных и жилого фонда военных городков, «коммерческих» денег перепадает на «социалку» немного.
Во-вторых, земля «под городками», по практичному разумению руководителей военных ведомств, имеет всё возрастающую цену. Особенно, что касается Одинцовского района, понятное дело. Поэтому муниципалам предлагалось не просто принять военные городки к себе в заботу, а … выкупить территории по рыночным ценам (!). Ну, а обветшавший жилой фонд, никудышная инфраструктура, котельные с падающими трубами и сгнившими котлами, плюс собственно население городков — предлагались как «подарочный бонус» к покупке земли.
Теперь вопрос с «непрофильными активами» (читай – с жителями военных городков) упростился до нельзя, поскольку решать его будет коммерческая структура (формально от имени и по поручению минобороны). Всё, что сможет давать прибыль, будет дорабатывать свой ресурс. Всё, что имеет цену и спрос, будет продано. Ну а всё, что неприбыльно, не имеет ни цены, ни спроса, будет брошено и оставлено местным органам власти.
Так нам кажется…. а дальше посмотрим
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: