Мы вышли на подземной остановке «Парк культуры». Зашагали к корпусу Великой галереи на Крымском Валу.
Чудеснейше. Пожалуй, Константину Алексеевичу Коровину к 150-летнему юбилею сувенир бы понравился. До 12 августа продлится выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения». Зритель может насладиться холстами в количестве 240 штук, поднятых из подвалов Третьяковки и привезенных из залов ещё 22-х музеев России, Казахстана и Белоруссии, а также снятых с домашних стен коллекционеров.
Покупаем билеты. С иностранных школяров и студентов по 220 рублей, с взрослых – 360. С россиян, соответственно, 100 и 300. Согласитесь, приемлемо.
Днём посещения избрали вторник. На выходных простоять в очереди придется не меньше часа. Да…это Дом Художников. Пережитки Советской эпохи отданы Третьяковке и под аренду лавочникам. Просторный колонный зал с многотонными люстрами из хрусталя и стали – символ величия – выглядит нелепо. Огромная пустая площадь. Зачем? Красиво? Гектар воздуха? Символ. Оболочка. Показуха.
Наконец добираемся до нужного зала. Баннер подсказывает, что подарок художнику здесь.
Лиловые стены. Просторы, поделенные по тематике на секторы: «Начало творчества», «Театр», «Крым», «Париж», «Охотино», «Север», «Ноктюрны»…
Всё пятнисто. Сочно. Солнечно. Вот! Организаторы прочувствовали личность. Показали её, выбрав нужные цвета и освещение. Заходишь и, еще не взглянув на полотна, понимаешь: «Вот! Вот! Вот он первый русский любитель красочных пятен! Папа русской импрессионистской традиции».
В начале экспозиции представлен портрет именинника, созданный В.А. Серовым – приятелем Коровина. Смотрим на начинания, в особенности на картину «Зимой» – и понимаем, что художник учился у А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Те же пастельная палитра и пейзажи с «расхлябанными колеями» центральной России.
Перед нами мелькают десятки портретов, сотворенных пока ещё нематёрой рукой. На них известные артисты и деятели рубежа XIX—XX веков, например Ф.И. Шаляпин и С.И. Мамонтов. Где-то около сердца ноет, раздирает чувство уважения, почему-то вспоминаются лермонтовские строки «богатыри – не мы»… Золотокудрая малышка норовит дотянуться пухлой ручонкой до «Северной идиллии»: «Тети из сказки!» – восхищенно произносит она. Действительно, сумерки, расписные сарафаны, северные истории, русы косы и красные сапожки.
Но, несмотря на родные мотивы, в картинах сформировавшегося художника доминирует Париж. Нет. Не столько сам город («Париж утром», «Париж. Бульвар Капуцинок» и т.п.), сколько пятнистая техника. Как раз под воздействием П. Гогена, К. Моне и О. Ренуара – французов – Коровин полюбил импрессионизм и привез его в Российскую империю. Новый «Портрет Ф. Шаляпина» выполнен как раз так: широкими, крупными мазками сочных оттенков. Крымские картины, в том числе «Пристань в Гурзуфе», – работы импрессиониста. Но особые. Это картины настроения, места, времени. Крым – красочный, залитый небесным золотом курорт, воздух которого пропитан запахом экзотического цвета. Охотино – блёклое, спокойное, «с холодной красою». Ноктюрны – радужный взрыв. Цветочные натюрморты ещё ярче. Это не одна и та же манера, не одни и те же краски в каждой картине, как у Ван Гога. Работы уникальны. Там есть и душа творца, и суть изображенного, и своя, природная, палитра. Кажется, я ни у кого такого не видела.
О! Театр! Огромные декорации к опере Н.А. Римского-Корсакого «Золотой петушок». Костюмы в пайетках. Десятки эскизов. Вот наброски для балета Л. Минкуса «Дон Кихот». Коровин трудился и для Большого, и для Мариинки, и для миланского Ла Скала. Думается, велика жизнь великих (простите за тавтологию).
Как бы в подтверждение всеобщих мыслей, судя по озаренным чем-то и грустным почему-то лицам опытных зрителей (тех, кто наслаждается коровинской живописью хотя бы час), на втором этаже расположена история жизни первого русского импрессиониста. Жизнь в фотографиях и документах, жизнь, что называется, кипящая. Учился у мастеров. Уехал туда-то и туда-то. Вот он уже в Париже, общается с Ренуаром. Вот на даче у Шаляпина…Это премьера. Это его первая выставка… Много чего. Смотрим фильм, снятый ВГТРК «Культура». Рассказано о деревнях, об Охотине, где проводили лето К. Коровин, Ф. Шаляпин, С. Морозов, актриса М. Ермолова и другие… Мыслим. Мыслит та златокудрая малышка. Мыслит молодежь. Бабушки. Дедушки. Люди среднего возраста. Мыслят.
Выходим задумчивые. Хочется посадить и увековечить свои «Настурции». С юбилеем, Константин Алексеевич.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: