«Одинцовская неделя» / подготовил Александр КОЛЕСНИКОВ.
Выдающийся советский спортсмен, саблист, четырёхкратный Олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира, трёхкратный обладатель Кубка мира, 15-кратный – Кубка Европейских чемпионов. А еще этот саблист входит в число шести спортсменов, которым удалось завоевать олимпийское золото на четырех и более Олимпиадах подряд.
Кроме него это удавалось: британскому гребцу Стивену Редгрейву, американским лёгкоатлетам Альфреду Ортэру и Карлу Льюису, датскому яхтсмену Паулю Эльвстрему и шведскому гребцу на байдарке Герту Фредрикссону.
Виктор Александрович не так уж и давно поселился в Одинцово, но уже стал здесь своим. И мы не сомневаемся, что на юбилей Сидяка соберется много известных одинцовцев, но безусловно самым почетным гостем будет еще одна живая легенда Одинцово Виктор Куренцов. Именно Виктор Григорьевич уговорил Виктора Александровича переехать из Белоруссии в Одинцово. И сегодня они являются одними из учредителей спортивного клуба «Одинцово», у них большие планы на спортивное будущее нашего города.
Но до приезда в наш город судьба помотала Виктора Александровича и по всему бывшему Союзу, и по заграницам. Сегодня за несколько дней до юбилея мы решили вспомнить, а для многих жителей Одинцово, возможно, впервые рассказать о его непростой спортивной и тренерской судьбе…
Родился Виктор Сидяк в 1943 году в рабочей семье в городе Анжеро-Судженск Кемеровской области, через несколько лет семья перебралась на Украину в Донецк, где и прошло его детство.
В послевоенные годы молодежь с особым рвением тянулась к спорту. Сначала Виктор собрал компанию для занятий боксом. Нужно сказать, что этот вид спорта в шахтерском городе был очень популярен, и немало приятелей Сидяка также оттачивали свое мастерство в квадрате ринга.
Потом были занятия в других секциях. Будущий чемпион мог так и не стать фехтовальщиком, но однажды в школе, где учился Виктор, открылась секция по этому виду спорта. Мальчишка, увлеченный мушкетерскими романами, взял в руки оружие и ощутил себя благородным рыцарем.
Поначалу он воспринимал свои занятия как хобби, не напрягался, ходил в секцию пару раз в неделю, получая удовольствие от самой возможности фехтовать. Но его первый тренер Геннадий Галиакберов не хотел мириться с таким положением. Нужно отдать должное проницательности наставника. Фанатично преданный фехтованию, он, наверное, уже тогда видел в Сидяке задатки будущего чемпиона и заставлял трудиться до седьмого пота.
Спортивный зал был маленький, инвентарь примитивный — из-за вечного дефицита приходилось тренироваться на обычных палках. Вид спорта, который несколько веков предпочитался исключительно аристократами, требовал больших интеллектуальных затрат. Виктор Сидяк в, казалось бы, чуждую для любого советского человека среду вписался весьма органично. В семье его спортивные увлечения приветствовались. Хотя отец, много лет проработавший на главных инженерных должностях, естественно, хотел, чтобы сын продолжал семейные традиции. Не пытаясь идти против воли родителя, Виктор поступил в политехнический институт. Правда, закончить его не удалось. Большой спорт затянул основательно.
Однажды он получил телеграмму из Москвы, в которой перспективного спортсмена приглашали пройти отбор на чемпионат мира в Каире. Те соревнования, закончившиеся неудачей, больно ударили по самолюбию, и фехтовальщик вернулся в Донецк с огромным желанием тренироваться, работать над собой, чтобы доказать всем, что может и будет выигрывать. И он отправился во Львов в школу сабли, которая была одной из ведущих в СССР. Там Виктор Александрович познакомился со своим будущим наставником Александром Фелем. Для того чтобы работать под его руководством и выступать за СКА, необходимо было пойти в армию. Первое время спортсмен «пахал» по-черному и лишь спустя год попал в спортроту, где режим был более щадящим.
Не прошло и года, как воспитанник Александра Леонидовича вошел в число сильнейших советских саблистов. С этого успеха и началось его «продвижение» по спортивной лестнице. В 1964-м Сидяк выиграл свой первый турнир и попал на всесоюзный предолимпийский сбор. Там по договоренности тренировался у известного специалиста Давида Тышлера, который по иронии судьбы отказался работать с ним на заре спортивной карьеры. Фехтовальщик продолжал трудиться в сборной Украины, и результаты не заставили себя долго ждать. В 1968-м подающий надежды левша поехал на Олимпиаду в Мехико, где был удостоен золотой награды в командных состязаниях.
Вскоре руководители Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров БССР Виктор Ливенцев и Герман Бокун пригласили его переехать в Минск, где фехтование, по сути, только делало первые шаги. Саблист, у которого к тому моменту родился ребенок, согласился. Ведь во Львове бытовых условий как таковых не было, а в Минске обещали многое.
Олимпиада в Мюнхене стала звездным часом Виктора Сидяка, хотя поначалу все складывалось не лучшим образом. В стартовой встрече он тогда уступил товарищу по команде Владимиру Назлымову. Финальные поединки собрали весь цвет сабельного фехтования. Помимо Виктора Сидяка и Владимира Назлымова, в полуфиналах принимали участие венгры Тамаш Ковач и Петр Марот, итальянец Микеле Маффей и француз Реджи Боннисан. В ходе поединков создавалось впечатление, что Маффей неуязвим. Но Виктор Сидяк его победное шествие остановил — 5:1. До решающего боя четыре саблиста имели по три победы. У Виктора оставался последний поединок с Тамашем Ковачем. При счете 4:2 казалось, что фехтовальщики принялись наносить обоюдные уколы, и вот тут Сидяк блестяще остановил атаку Ковача и нанес ответный решающий удар.
Так на Олимпиаде 1972 года Сидяк стал первым советским саблистом, победившим в личных соревнованиях. На тех же Играх советские саблисты в команде были вынуждены довольствоваться «серебром». В первом круге они выиграли у итальянцев. Но затем Виктор Сидяк получил серьезную травму: все тот же Микеле Маффей ранил его осколком сабли в глаз. Диагноз: проникающее ранение роговицы. Глубоко вошедший осколок офтальмологи в госпитале вначале пытались вынуть магнитом. Усилия оказались тщетными. Потребовалось оперативное вмешательство. Продолжать соревнования немецкие врачи не рекомендовали. Но впереди был финал, в котором предстояло встретиться опять-таки с итальянцами. Тренеры тасовали состав участников до последнего момента и со спортсменами даже не советовались. Несмотря на нешуточную травму, самый сложный участок работы доверили триумфатору личного первенства. По раскладу он должен был начинать и заканчивать бой. Тут же заволновались врачи советской сборной и, чтобы избежать ответственности за нежелательные последствия, потребовали от Виктора Сидяка расписку. На следующий день, ко всеобщему удивлению, он все-таки вышел на дорожку. Правда, с повязкой на глазу.
— Борьба в финале шла укол в укол, — вспоминал сам Виктор Сидяк. — Мне нужна была здоровая реакция. Глаз под анестезией не болел, но надо было еще привыкнуть фехтовать с повязкой. Я терял ориентиры, не чувствовал дистанции и никак не мог приспособиться, чтобы защитить себя справа. В первом же бою я уступил один удар противнику, которому никогда не проигрывал. Уступил не без помощи судьи…
Затем были «золотые» победы еще на двух Играх в командных соревнованиях, а также «серебро» и «бронза». Четырехкратный олимпийский чемпион зачехлил оружие в 1980 году после Олимпиады в Москве. Его буквально выкинули на улицу, и он даже зарекся никогда больше не связываться со спортом… В 40 лет обладателю многочисленных наград практически пришлось начинать жизнь сначала. В Киеве и Будапеште он занимался делами, далекими от спорта, просто выживал. Однако итадьянцы навсегда запомнили манеру ведения боя Виктора Сидяка, и спустя 22 года после Мюнхена вечный соперник Марио Монтано пригласил его в свой клуб в портовом городе в Ливорно тренировать подростков, в том числе и собственного сына. И Виктор Сидяк согласился. А тем временем белорусское фехтование, приносившее в былые времена до 70 процентов от всего объема советских «мушкетерских» наград, пришло в упадок.
— Никто никогда не говорил, что нуждается в моей помощи, — накануне Олимпиады в Афинах-2004 рассказывал журналистам Сидяк. — А ведь из новичка можно сделать сильного фехтовальщика всего за три-четыре года. Увы, реалии таковы: на дорожку олимпийских Афин-2004 выйдут лишь мои итальянские подопечные.
В России, Украине и Белоруссии Виктор Сидяк, как тренер-профессионал оказался в те годы не востребованным, а ведь его ученик Альдо Монтано стал олимпийский чемпион в Афинах в личном первенстве по фехтованию на саблях. Также в составе сборной Италии выиграл «серебро» Олимпиады в командном первенстве. Он серебряный и бронзовый медалист чемпионатов мира. Виктор Сидяк так вспоминал о годах работы в Италии и своих учениках: «Сегодня мои бывшие воспитанники первенствуют на чемпионате Италии. Согласитесь, таким результатом можно гордиться. Уехал же потому, что перестали устраивать условия контракта, а жилось в принципе там неплохо. Итальянцы – народ общительный, открытый. Со временем овладел языком и не чувствовал себя чужим или одиноким».
Вернувшись в Минск, Сидяк возглавил Ассоциацию профессионального бокса, куда его пригласил бывший сокурсник Эдуард Дубовский. Комментируя смену своего спортивного амплуа, в одной из газет титулованный саблист философски заметил: «Чему удивляться? Наши виды — родственные: фехтовальщик «боксирует» саблей, а боксер «фехтует» руками. Популярность профессионального бокса растет, а для меня важно, что наши полпреды участвуют в крупных международных турнирах».
Конечно же, все понимали, что сердце Сидяка навсегда отдано сабле, и как только одинцовский белорус Виктор Куренцов (олимпийский чемпион в тяжелой атлетике), предложил попробовать реализовать себя как тренера-фехтовальщика в Одинцово, то сомнений не было. Самое главное, что поддержал эту идею и глава района Александр Гладышев. Так Виктор Сидяк стал нашим земляком. За работу он взялся с энтузиазмом и вот уже пресс-служба Федерации фехтования России сообщает, в Одинцово на базе спортивного клуба с одноименным названием создан Международный центр олимпийского резерва по фехтованию на саблях (МЦОР), который возглавил четырехкратный олимпийский чемпион Виктор Сидяк. Целями МЦОР являются:
обеспечение подготовки резерва для сборной России;
повышение квалификации тренерских кадров, как российских, так и зарубежных;
подготовка спортсменов развивающихся в фехтовальном отношении стран;
способствование исполнению положений программы по возвращению на Родину специалистов в области спорта.
Возможности МЦОР, помимо прочего, включают в себя: предоставление спортсменам возможности обучения на бесплатной основе в Одинцовском гуманитарном университете; обеспечение высокого уровня общефизической подготовки под руководством профессиональных тренеров-специалистов по тяжелой атлетике; научно-методическую, в том числе психологическую подготовку спортсменов и тренеров к турнирам.
Не забыл Виктор Сидяк и самого талантливого своего итальянского ученика Альдо Монтано. Он тренировал его в нашей спортшколе по фехтованию весной и летом этого года, целенаправлино готовил к Пекинской Олимпиаде. В личном зачете у итальянца можно сказать Олимпиада не сложилась, а вот в команде именно он стал главной ударной силой своей сборной. Можно смело сказать, что именно ученик Сидяка Альдо Монтано принес своей стране «бронзу» в командном турнире саблистов. Будем надеяться, что уже на следующей Олимпиаде русские ученики Виктора Сидяка будут доминировать на фехтовальных дорожках. И это несмотря на солидный возраст Виктора Александровича, который мы сегодня отмечаем. Видел я Виктора Александровича на фехтовальной дорожке и должен заметить, что 65 – для него самый расцвет!
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: