Морозец градусов в девятнадцать зло и остро покусывал носы, уши и неосмотрительно оставленные без перчаток руки… В Одинцовском районе поисковый отряд «КитежЪ», Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и комитет по делам молодежи, культуре и спорту начали очередную Вахту памяти, посвященную 70-летию трагического начала Великой Отечественной войны, 70-летию битвы за Москву. От мороза можно было укрыться в тепло нагретом дизельным мотором автобусе, да и «уличные» мероприятия были по случаю зимнего времени предусмотрены не слишком длинными. Но так вот представишь себе — холодновато постоять всего пятнадцать минут у Вечного огня, а каково приходилось тем, кто месяц за месяцем лежал на снегу, в промороженных насквозь окопах, жил на морозе, ел жиденькую армейскую похлебку, ночевал под открытым небом, сражался и умирал на занесенных снегом подмосковных полях? Застывала оружейная смазка, отказывала техника, не выдерживая лютой стужи. А люди — стояли насмерть. Не имея возможности обогреться, развести костер — у немцев артиллерия работала прекрасно, а взрывчатки и боеприпасов у них было много — наши солдаты зарывались под землю. Рыли не только укрытия, рыли, по сути, собственные могилы, в которые по весне местные жители освобожденных деревень — старики, женщины, дети — снесут закоченевшие тела убитых солдат. Тогда было не до братских могил и гранитных мемориалов, сил в руках мало, а погибших много, их хоронили в окопах, лишь бы предать земле.
Сегодня отряд «КитежЪ» ведет работу по поиску этих павших, оставшихся на своих позициях до нынешних дней. Его руководитель Антон Кузнецов показывает ребятам передвижную выставку и рассказывает, с какими сложностями порой приходится сталкиваться поисковикам, какие предметы солдатского быта и артефакты военного дела они поднимают из старых окопов. Иногда переходит едва ли не на язык Высоцкого — «А винтовку тебе? А послать тебя в бой?», рассказывая о том, как нелегко подняться в атаку восемнадцатилетнему мальчишке, только-только начинающему жить, против пулеметного огня, под разрывами мин и снарядов. Антон рассказывает пронзительно и жестко: «Они работали, учились, жили, дружили с девушками, строили планы на будущее, и тут вдруг — война. И понимаешь, что жизнь, на которую ты надеялся, которую ты планировал, ты не проживешь. Кто из вас готов вот так встать и пойти на вражеские пулеметы, за Родину? Но они понимали, что выхода нет, вопрос стоял очень остро: или погибнуть самому, защитив близких, или допустить их уничтожение. Это в нашем районе, в деревне Ершово, гитлеровцы заперли в церкви раненых красноармейцев, местных мирных жителей — кого поймали, кто остался, а остались старики и женщины, и церковь взорвали. Это здесь, недалеко, под Наро-Фоминском нашли трехлетних детей, заживо прибитых гвоздями к дверям домов, — это документированные факты военных преступлений. Никакой необходимости в таких зверствах нет — тебе ничего не может сделать раненый, старик, женщина, ребенок. Это чистой воды людоедство, это идеология уничтожения. Наши солдаты это понимали, они знали, что идет зверь, и если из окопа не встать — зверь победит».
«Наше сегодняшнее сытое житье-бытье куплено кровью людей, чьи останки до сих пор лежат в забытых всеми могилах, в их собственных окопах, — рассказывает Антон. — Не верьте тем, кто говорит, будто их жертвы напрасны, что победа была не нужна, будто мы бы сейчас жили, что называется, попивая баварское пиво. Планы гитлеровских лидеров известны, они ничего не скрывали — уничтожить население больших городов полностью или почти полностью, стереть города с лица земли, а людей деревенских обратить в рабов, обслуживающих немецкие поместья».
Помимо возложения цветов к Вечному огню и посещения передвижной выставки, участники открытия районной вахты памяти предприняли автобусную экскурсию по рубежам обороны, остатки которых сохранились до наших дней. Боев на этих укреплениях не было, враг не дошел до них всего пару десятков километров. Но их тяжелым трудом строили тысячи женщин, подростков, стариков, подвергаясь авианалетам. Сохранились и обновлены силами отряда «КитежЪ» линии обороны у поселка Ново-Ивановское. Сохранился участок противотанкового рва в Жаворонках. Сохранились и воссозданы «Китежем» позиции артиллерийских частей в деревне Дунино.
Сейчас по своему значению эти фрагменты Московского укрепрайона — фактически памятники местного значения, заслуживающие букета цветов в память их строителей, в память защитников нашей земли.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: