С 1 по 14 июля в пансионате Всероссийского театрального общества «Звенигород» (сельское поселение Никольское Одинцовского района) работала 13-я Европейская летняя театральная школа для детей и подростков, аббревиатура которой в английском варианте звучит как EDERED. В России EDERED проводилась впервые – школа каждый год путешествует из страны в страну.
Корреспондент «Одинцовской Недели» стал свидетелем работы школы благодаря личному приглашению Аллы Валентиновны Зориной, генерального секретаря
Российского центра международной Ассоциации любительских театров («АИТА»), входящего в структуру Союза театральных деятелей Российской Федерации. Алла Валентиновна – жительница города Одинцово, и, несмотря на высокую загрузку, является режиссёром театра-студии «Наш дом» (ГДО г. Одинцово), премьеры и спектакли которого не раз освещались районной прессой.
В Россию приехали дети и подростки из 15 стран Европы: Австрии, Германии, Бельгии, Дании, Великобритании, Финляндии, Чехии, Македонии, Хорватии, Украины, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии. Нашу страну представляли ребята из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Сухого Лога Свердловской области, Соликамска Пермского края, Вятских Полян Кировской области.
Согласно Уставу EDERED, участники должны представлять различные регионы своих стран и знать английский, поскольку язык Шекспира является рабочим языком этих театральных встреч.
С детьми занимаются профессиональные театральные педагоги – каждую из групп ведут по два специалиста, представляющие разные страны и разные направления театрального искусства. Никаких «домашних заготовок» и разученных ролей – это ещё одно требование школы, всё, что здесь происходит, рождается в результате импровизации. Детей даже распределяют по группам таким образом, чтобы в каждой из них были представлены все страны.
Теперь представьте, какого уровня должны быть преподаватели, чтобы справиться с этим невероятным театральным Вавилоном – всё-таки английский не у всех детей на высоте. Попробуйте-ка объяснить всем ребятам, что от них требуется, попробуйте научить, показать, попробуйте создать из них полноценный театральный коллектив.
Однако, и это поистине удивительно наблюдать, казалось бы, невозможная задача оказывается выполнимой!
Школа, организованная в рамках программы государственной поддержки детского театрального движения под патронатом Президента России на территории одинцовского пансионата, одновременно и похожа, и непохожа на обычный детский лагерь. Здесь есть открытие и закрытие смены, свои спортивные соревнования, дискотеки, есть выпуск отрядных газет, есть поездки – конечно же, ребятам интересно посмотреть туристические, музейные и культурные объекты страны пребывания. Ребятня даже майки расписывает друг другу автографами – точь-в-точь, как в обычном детском оздоровительном лагере. Ну, а отличие состоит в глубочайшем погружении детей в процесс театрального творчества и обучения в полной их неразрывности и сопряжённости. Мастер-классы, уроки владения голосом и телом, рабочие мастерские по изготовлению театрального реквизита, и так далее. На выходе – сразу восемь, пусть и небольших, но спектаклей, в которых заняты все артисты. Сценой может быть что угодно – фойе актового зала с камином. Спортивная площадка. Расчерченная мелом дорожка возле столовой. Поляна в лесу, рядом с которой в кустах притаился… нет, не рояль, а целый корабль! Только что ты был зрителем, и аплодировал удачам товарищей, а через пять минут – уже актёр, и вовлекаешь зрителя в твою собственную игру. Или зритель диктует тебе предлагаемые обстоятельства, а ты обязан на лету подхватить его сюжет, да так, чтобы он не поскупился на аплодисменты.
Понятно, что в большинстве спектаклей были использованы жесты, мимика, пластика, танец. Звучали песни разных народов. Титульный для театральной школы английский оказался не слишком востребованным, да и как ему сравниться с поистине международным языком театра? Ведь даже не зная ни слова на иностранном, любой из нас способен устроить небольшое представление – и будет понят.
Огромным удовольствием было наблюдать за лицами детей на этих отчётных спектаклях. Ибо творчество одухотворяет, а одухотворённое лицо прекрасно. Невольно задумываешься – а кого из них доведётся увидеть в будущем, на театральных подмостках? Кто снимется в европейском кино, кто сумеет попасть в Голливуд? Кому повезёт не только с искрой таланта, но и с упорством и трудолюбием, а также с властительницей судеб — удачей?
У Алёны Пятиловой, жительницы Сухого Лога, я поинтересовался – кто эти дети? Каких родителей? Она пояснила – в российской группе главным образом победители и участники различных детских театральных фестивалей, те, кого приглашали принять участие в работе школы. Видимо, такой же принцип формирования групп и у других стран. Возможно, что не обходится без детей известных актёров и режиссёров, вряд ли тут можно усмотреть криминал или «блат», актёрская профессия – одна из тех, где существование династий оправдано критерием таланта. Любую бездарность сцена выбрасывает сама, родительские регалии не помогают на ней удержаться.
А ещё Алёна поделилась эмоциями: «Вначале было очень трудно общаться. А потом, просто чудо какое-то, вдруг все всё стали понимать. Ужасно не высыпаемся, совсем не хватает времени на сон. А завтра уезжать. Мне очень, очень грустно…»
Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: