Школа эта не совсем обычная. Пожалуй, ближайший аналог подобных учебных заведений — вечерняя школа из фильма «Большая перемена». Помните? «Вот так всегда: ходишь, ходишь в школу, а потом бац! — вторая смена». Школа была создана в 1993 году для тех, кто по каким-либо причинам не получил законченного среднего образования и хотел бы восполнить этот пробел. Желающих учиться здесь принимали в 9-е, 10-е и 11-е классы, обучая по дневной и вечерней формам, предлагая ученикам освоить не только стандартную школьную программу, но и ряд профессий; можно было получить квалификацию секретаря, парикмахера, автослесаря и так далее. И вот в редакции «Одинцовской НЕДЕЛИ» раздался звонок: «Приезжайте! Нас закрывают!» Так корреспондент нашей газеты попал на собрание педагогического коллектива школы и специалистов Управления образования района.
Телефонное сообщение подтвердилось. Школа действительно прекращает свое существование в текущем формате. Как оказалось, предпринять такой шаг Управление образования заставили объективные факторы. Прежде всего, новый формат работы российского образования.
С 2007 года Московская область перешла на нормативы подушевого финансирования и на новую систему оплаты труда. «Теперь деньги идут не за учебным учреждением, а за учеником», — подчеркнула советник главы Одинцовского района Гильда Александровна Ботт. Мало учеников в школе — мало денег получит учебное заведение. Много учеников — много денег. Такой принцип, при всей его внешней логичности, ставит на грань выживания некоторые школы. В частности, в сложном положении оказалось даже такое именитое и имеющее выдающиеся результаты учебное заведение, как 10-й лицей. В нем 670 учеников, а для городской школы это маловато, чтобы чувствовать себя уверенно в части формирования фонда оплаты труда учителям. Школе требуется около тысячи учащихся. Лицей, в соответствии с требованиями Санитарных правил и нормативов, не имеет права вести обучение в две смены, хотя желающих поступить в него более чем достаточно. А расширить площади не может. Нужна пристройка к пятиэтажному зданию лицея. Ну, а как же быть
с 15-й школой, где учеников всего 209, из них 183 человека — заочники?
«Будь эта школа сельской, еще куда ни шло. Там другие нормативы — в два выше, чем в городской школе», — пояснила Гильда Александровна.
В то же время терять школу для работающей молодежи Управлению образования очень бы не хотелось. Управленцы понимали — она нужна. Ученикам, которые по каким-то причинам прекратили учебу после восьмого или девятого классов и не продолжили обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, нужно дать шанс завершить учебу. А иногда и не только ученикам, очень благодарный контингент, к примеру, вернувшиеся из армии солдаты. Служба имеет свойство «вправлять мозги», и многие из тех, кто ушел в армию с девятилеткой за плечами, возвращаясь, берутся за учебу всерьез.
Так и появилась идея — спасти если не саму 15-ю школу, то хотя бы её суть и дело, переведя её под крыло сельской Жаворонковской школы. Это позволит сохранить подразделение вечернего и заочного образования, одновременно укрепив положение школы в Жаворонках, где учеников не так и много. Директору 15-й школы Ольге Борисовне Медведевой предложено взять на себя обязанности заместителя директора по вечернему и заочному обучению. Одновременно открываются 10 ставок, на которые могут претендовать учителя «15-й». Конечно, в Жаворонки надо ехать на электричке, но, как пояснила директор Жаворонковской школы Галина Николаевна Тараскина, школа, во-первых, недалеко от станции, и, во-вторых, расходы на железную дорогу более чем компенсируются статусом сельского учителя, позволяющим получать существенные льготы по оплате услуг ЖКХ и электроэнергии, которую, если потребуется, обеспечат бензиновые генераторы. Есть вакансии и в одинцовских школах. А если уж совсем не подходит ни один из вариантов, то можно попросить об увольнении в связи с сокращением, с выплатой двух, а в определенных обстоятельствах — трех месячных окладов.
Слово взяла бывший директор школы, возглавлявшая ее много лет, ныне, после выхода на пенсию — преподаватель математики Надежда Владимировна Гришко: «Мы были готовы к тому, что что-то подобное должно было произойти. Уменьшалось количество учащихся, изменялось отношение к вечерним школам. Значительным конкурентом для нашей школы стали профессионально-технические училища. В свое время мы были актуальны, были конкурентоспособны, мы очень многое смогли, создали прекрасную материальную базу. Мы прекрасно поработали и очень многое сделали. Но это время ушло. И все же я не могу сказать, что это конец. Будет поиск новых форм работы, будет жить опытный коллектив, не пасующий перед любыми трудностями. Я думаю, что мы все вместе найдем применение каждому из нас. Конечно, жаль покидать стены, к которым мы так привыкли. Но как школа мы будем продолжаться».
Это выступление вызвало какой-то взрыв светлых эмоций. Учителя принялись вспоминать годы своей работы, достижения и победы, случаи из жизни. Вопросов было немного — главным образом, по организации передачи имущества школы в Жаворонки, чтобы на новом месте обживаться пришлось не с нуля.
В финале встречи коллектив поблагодарила заместитель руководителя Управления образования Людмила Ивановна Вагина: «Разрешите от имени Управления образования поблагодарить каждого из вас за тот труд, который вы в течение многих десятков лет в стенах этой школы посвящали вашим ученикам. Большое спасибо вам за тех ребят, которые окончили школу, получили образование и профессию. Позвольте пожелать вам здоровья и осуществления новых творческих планов на новом месте, в стенах Жаворонковской школы».
В новом учебном году в Жаворонковской средней школе произойдут большие изменения: она начнет обучать школьников по очной и заочной формам обучения. Школа ждет новых учеников!
Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: