События столетней давности долгое время освещались довольно слабо, были недоступны так же и многие картины обывательского быта. Множественные политические изменения в стране неизменно толковали заученную формулу что «только ныне страна находится на подобающем уровне». Невозможно понять и день сегодняшний без анализа именно событий столетней давности, связанных с 1917 годом. Среди этого интерес представляют небольшие географические ориентиры, уездно-районного масштаба. Выделив отдельный край, территорию, можно увидеть, целую эпоху. То, что собственно предшествовало дню сегодняшнему в Одинцовском районе и стране. Эпохе незримой ныне, невостребованной, но логически сплетенной с современностью. Детальный анализ таких картин с фотографической точностью спрогнозирует будущее. Не один шаг вперёд невозможен без шага предыдущего. Будущее и прошлое незримо переплетены.
Эпоха Империи
Большой рост технического потенциала, охвативший Россию в конце XIX века, принёс с собой массу новшеств. То, что ныне для нас кажется, вполне обыденным было заложено именно в этот период. Напрямую коснулось это и Звенигородского уезда, вобравшему в себя фактическую территорию нынешнего Одинцовского района. Одинцово в то время являлось всего лишь небольшим ничем не примечательным селом, во многом именно то время дало совершенно новые возможности этим местам.
В 1870 году через Звенигородский уезд была проложена одноколейная железная дорога в Брест, в 1892 году к ней добавили вторую колею. Так же были построены ряд станций, платформ, железнодорожных вокзалов, здания которых сохранились и ныне. Экономическому росту способствовало развитие и строительных дорог. В 1886 – 1889 годах был шоссирован Смоленский тракт и построены параллельные Наро-Фоминский (1889 – 1891) и Верейский (1910 – 1914) тракты. Эта развитая транспортная сеть позволила развернуть массу промышленных предприятий, по преимуществу располагавшихся вдоль железной дороги Москва – Можайск.
К 1916 году на территории современного Одинцовского района работало порядка 30 промышленных предприятий, на которых было задействовано порядка 6 тысяч человек. Так же действовало около 50 частных небольших предприятий, местных жителей, производивших и сбывавших продукцию широкого потребления. Большое развитие в уезде имело сельское хозяйство и животноводство. На территории уезда действовало порядка 30 школ. По данным на 1897 год Звенигородский уезд состоял из восьми волостей с населением 84000 человек. Национальный состав на 99.9% состоял из русского населения. Основная масса населения уезда являлась сельскими жителями, имеющими собственные дворы, лишь чуть более 2-х тысяч человек являлись жителями городов. Хорошие экономические условия способствовали увеличению рождаемости и к 1915 году (через 18 лет) население уезда возросло до 110 тысяч человек. Генерал Куропаткин в книге «Итоги» вышедшей в 1907 году говорит, что с учётом глобальных военных конфликтов население Российской империи по прогнозам к 2000 году должно было составить порядка 400 миллионов человек.
Об обывательском достатке того времени можно судить по сельскохозяйственной статистики небольшой Кубинской волости, где фермерство и производство имели равнозначный коэффициент. На 1914 год в Кубинской волости на 1644 фермерских частных хозяйств приходилось 1498 лошадей и 2236 коров, более мелкие животные, за массовостью, учёту не поддаются. Такие характеристики в общероссийском масштабе держали стоимость продуктов в стране на достаточно низком уровне, создавая благодатную дешевизну жизни.
Промышленный потенциал Звенигородского уезда имел разносторонние направления. Активное развитие получили кирпичные заводы, действовавшие на местном сырье и отгружавшие свою продукцию через железную дорогу. Только в Одинцово и округе находились заводы Шейкина, Боровкова, Горячева, Агиева, Гирша, Веригина и недалеко от станции «Одинцово» Якунчикова (210 рабочих). Контора этого завода сохранилась по сей день и ныне это здание является краеведческим музеем. Кирпичные заводы так же работали в Назарьево, в Ромашково небольшой заводик Я. Т. Белякова. Рядом с Вязёмами работал завод по производству бетонных камней. В Голицино размещался небольшой кирпичный заводик Максимова.
Огромное развитие получили так же частные промыслы. В Вязёмах большое распространение приобрело изготовление плетёной мебели. Рядом с железнодорожной станции «Голицино» в 1891 году была открыта специализированная школа, готовившая специалистов по плетению. В начале XX века этот промысел в Вязёмах и окрестных местах охватывал более 1000 человек.
В Перхушково и ряде местных сёл развился портняжный промысел который усиленно развился в середине 70-х годов XIX века во время Турецкой войны. Здесь изготавливались массы военной амуниции. Так же в Перхушковской волости значительное число лиц занималось изготовлением ювелирных изделий.
В Лайково процветали слесарные промыслы, производство замков, железных пренадлежностей для печей, металлической посуды. Медно-литейная мастерская была открыта и в Солослово, её основал местный житель Фёдор Сидоров. Ещё одну мастерскую, но кожевническую в Солослово открыл Иван Кувшинов. Так же здесь в 1912 году была построена ткацкая фабрика и общежитие для персонала.
В 60-х годах XIX века в Шарапово возник часовой промысел организованный местным жителем Герасимом Афанасьевым. Со временем его производство охватило и соседние деревни Ястребки и Ягунино. В 1910-х годах в Шарапово разворачивается ещё одно производство часов, местного жителя Василия Платова.
Скорняжное дело имелось в Иславском, Устье, Рыбушкино, Луцино. В Татарках в 1904 году была открыта столярная мастерская. Сплав леса по Москве-реке в Москву широко охватывали Ягунино и Васильевское. Сплав проходил весной, предварительно зимой занимались его заготовкой и подвозом к реке. Заготовкой леса занимались и в районе Кубинки, где до 1917 года работал лесопильный завод.
С конца XVIII века в Шихово возник промысел музыкальных инструментов, просуществовавший в различных вариациях вплоть до недавнего времени. Этот промысел был основан местным жителем Емильяновым и со временем охватил так же близлежащее Луцино. В Полушкино работал торфяной завод, в Ивановском крупная суконная фабрика Попова, рассчитанная на 750 рабочих мест, в Назарьево было организованно производства угля, в Ромашково кузница, в Ново-Никольском действовала ткацкая фабрика Полякова, задействовавшая около 400 рабочих мест.
В Дарьино, владелец местной усадьбы Пётр Столповский, в 1885 году в окрестностях села открыл минеральный источник с частными гостевыми домиками на летний период. В 1905 году это дело значительно выросло и рядом началось сооружение курортного посёлка «Новинка» именуемого ныне Ново-Дарьино.
Не меньшее количество людей в Звенигородском уезде занимались сельским хозяйством, земледелием, животноводством. Для внутренне-уездного рынка и на экспорт выращивались рожь, овёс, картофель, лён. Животноводство имело так же большое развитие, и местная продукция поставлялась в Москву. Ещё больший рост аграрных отраслей пришёлся в период проведения Столыпинской аграрной реформы.
Столыпинская реформа предусматривала выделение земель под частное хозяйство, всестороннюю поддержку и опеку фермерства, включая организацию сбыта продукции. В контексте выделения земель предусматривалось создание фермерских хуторов, коих в Звенигородском уезде появилось порядка 20. Хутора обычно выделялись из деревень наиболее предприимчивыми фермерами и часто располагались неподалёку. Так из Сареево выделился хутор Малое Сареево. Рядом с Пронским выделился хутор Клин, получивший своё имя от обозначения участков земли. Возле Никольского возник хутор Криуши названного от производных «кривых» извилистых дорог ведущих к хутору.
В целом Столыпинская реформа дала внушительный результат и уже к 1913 году экономика России заняла достойное место среди лидирующих мировых держав. Советская экономика лишь 1928 году достигла по некоторым показателям уровня 1913 года, обывательская жизнь не достигла тех показателей до сих пор. Эти реформы вполне актуальные и ныне предусматривали первичный временный отрезок в 20 лет, но началась мировая война. Глава Германии кайзер Вильгельм в своих воспоминаниях косвенно говорит, что начало войны с Россией было спровоцировано её небывалым экономическим ростом. Через 20 лет с Р
Основная часть товарооборота уезда шла через железную дорогу. К 1914 году товарооборот станции «Кубинка» составил 930 тысяч пудов, а станции «Голицыно» полтора миллиона пудов. Основное сырьё отправки это местные производства промышленности и сельского хозяйства.
Примечательна и история железнодорожных станций уезда, тем более некоторые постройки того времени дошли до нас, ныне существуют и даже действуют. Вокзал на станции «Кубинка» первоначально был деревянным, в начале XX века он был перестроен под кирпич по проекту архитектора Ивана Струкова, автора проектов Белорусского вокзала и станции Кунцево. В Одинцово первоначально было деревянное здание, в 1900 году его перестроили под кирпич в стиле модерн по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева. Своими очертаниями здание напоминает паровоз и ныне это одна из достопримечательностей Одинцово. Лев Кекушев автор и вокзала в «Голицыно».
Многие станции железной дороги имели первоначальное название созвучное расстояниям. К примеру, нынешняя станция «Пионерская» носила название «29 верста». Нынешняя станция «Перхушково» именовалась по названию села «Юдино», за которой следовало уже и собственно «Перхушково», теперешняя «Здравница». Переименование произошло из-за путаницы с другой одноимённой станцией на Казанском направлении. Станция «Юдино» стала «Перхушково», а последняя «Здравницей». Интересно отметить, что обе этих станции освещались керосиновыми фонарями.
Довольно крепкие позиции уже к концу XIX века заняло образование и школьная подготовка детей уезда. Школы открывались губернским земством и по средствам меценатской поддержки состоятельных местных жителей. Основная масса учебных заведений это земские сельские училища, открытые в Троицком, Уборах, Солослово, Мамоново, Луцино, Козино, Назарьево, Перхушково, Ромашково. В Дарьине владелец местной усадьбы Столпновский в 1894 году открыл школу на 50 учеников. В Иславском действовало земское училище попечителем, которого была владелица местной усадьбы Сушкина. В Коралове и Михайловском действовали церковно приходские школы, в Саввинском монастыре — духовная семинария. В Акулово (у Одинцово) действовала начальная школа, в Одинцово их было две. В дачном посёлке «Голицынский городок» действовала гимназия, размещённая в двухэтажном здании, а у самой станции «Голицыно» школа по изготовлению плетёной мебели. Наиболее ранние школы были открыты в Кубинке в 1870 году, Каринском – 1876 году и др.
В картине образования и культуры можно увидеть достаточно распространённую в России тенденцию…. Каждый состоятельный местный житель хотел вложить свою посильную лепту в родной край и на этом, так же как и везде разыгрывались в негласные соперничества. К примеру, местная жительница Е. П. Карпова в 1900 году профинансировала строительство школы в уезде. А в 1908 году на свои средства и с согласия губернской управы пригласила для трёх волостей уезда «странствующего» агронома, который разъезжал по сёлам, вёл семинары, проводил практические опыты и давал советы по сельскому хозяйству местным фермерам. Другой меценат Сергей Тимофеевич Морозов в 1904 году пожертвовал денежные суммы на обустройство сгоревшего здания учебной мастерской по корзиночному делу у станции «Голицино». В августе 1908 года, по сообщению газеты «Русское слово», местным жителем А. Ф. Шубиным было открыто автомобильное пассажирское движение от Звенигорода до Саввинского монастыря.
Развитие уезда шло хорошим темпом и можно отметить такие штрихи жизни как открытие театра в Вязёмах, в сентябре 1909 года его посетил автор «Войны и мира» Лев Толстой. Так же отметить можно наличие библиотеки в Мамоново. В Ромашково в начале XX века на средства Боткиных, владельцев усадьбы в Раздорах, была построена больница. Больница так же имелась в Перхушково, рядом, около железнодорожного переезда в работала ветеринарная лечебница. В Одинцово при кирпичном заводе Якунчикова так же размещалась больница. Ныне остатки этого здания можно увидеть, двигаясь по железной дороге из станции «Одинцово» в «Отрадное», вот так вот незаметно уходит Величие.
Из оставшихся строений прошлого особняком стоят здания усадеб, одни из которых в том или ином виде сохранились до сих пор, другие безвозвратно исчезли. Отдельно можно отметить здания находящиеся ныне в печальном состоянии. Это и закрытая усадьба Васильевское, вечно реставрируемая Перхушковская усадьба, заброшенная в Измалково, сгоревшая усадьба в Иславском. Относительно последнего, в недоумение приводит такое состояние памятника эпохи, в богатой пафосом Рублёвке. Соперничество меценатов в благополучии родного края оставлено в далёком прошлом и отошло в область преданий.
Несмотря на столь впечатляющие результаты, в особенности с позиции дня сегодняшнего, в действительности Звенигородский уезд имел средние показатели по губернии, вся страна переживала экономический подъём и на этом фоне такая картина была обыденным делом.
Валера Шабля
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: