"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А.Сухомлинский.
Мы, взрослые, порой возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах квартиры. Но рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
Теперь давайте разберем все по порядку.
Какую же пользу получает малыш от рисования?
Рисуя, ребенок развивает свое воображение, пытаясь воспроизвести его на бумаге. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, развивается чувство цвета и вырабатывается вкус.
Когда юный художник видит разнообразные формы, оттенки цветов, предметы окружающего мира, у него постепенно прибавляются знания, формируется связная речь, пополняется словарный запас. Рисование – процесс, сочетающий умственную и физическую активность.
Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладеть определенными навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым ими на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Чем богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, фантазия и, как следствие, рисунки.
Фантазия детей развивается в возрасте от 5 до 15 лет. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать в крохе творческое начало. Как нельзя лучше с этой задачей помогут справиться первые уроки рисования. Это один из самых доступных и интересных способов заинтересовать, включить ребенка в увлекательную игру, в которой он участвует наравне со старшими.
Как же родителям помочь творческому развитию своего чада?
Самое главное — не бояться, снова и снова пробовать, постепенно высвобождая неподатливые пальчики карапуза из кулачка. Как правило, активный этап первых каракулей начинается у детишек после года. На уроках рисования взрослым очень важно создать для ребенка благоприятный эмоциональный фон.
Первые рисунки малыша — это пятна, какие-то неопределенные мазки, линии. Но даже за них художника нужно хвалить.
Когда малыш рисует, взрослые могут ему помочь: например, дорисовать „наброски" ребенка. Немного фантазии, и у вас получится красивая абстрактная композиция. Не забывайте при этом каждый раз проговаривать свои действия вслух, чтобы ребенку стало понятно, чем вы сейчас занимаетесь.
Хорошо, когда родители включаются в „игру", предлагаемую самим ребенком, добавляя с его помощью в рисунок новые элементы из всего, что есть под рукой. Не всегда малютке нравится результат его работы — не мешайте ему „доделать" картину так, как ему хочется: дорисовать, смять, или даже порвать.
Категорически плохое влияние оказывает на малыша чрезмерная забота родителей, показывающих, как надо рисовать. Не ставьте перед маленьким человечком каких-либо ограничений! Меняйте последовательность работы, делайте ее разнообразной, не превращайте занятие по рисованию в элемент обучения и натаскивания на создание определенных форм.
Вашему малышу было бы здорово видеть свои работы, наблюдать за улучшением техники рисования и творческим ростом. Поэтому раз в месяц нужно организовывать домашние выставки. На Западе уже давно проводятся выставки „шедевров", созданных детьми младше 3 лет. Самым маленьким „художникам" нет и года! Почему бы не перенять такую традицию?!
Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе велико.
Российская общеобразовательная школа прошла долгий путь реформ. В XIX веке под влиянием художников-реалистов рисование с натуры стало общепризнанной обязательной методикой обучения живописи. Основанием для этого послужили работы Репина, Крамского, Васнецова, Сурикова, Серова, Левитана и других.
Суть художественно-эстетического образования и воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.
«Изобразительное искусство» помогают школьникам различать прекрасное и безобразное, формирует у них художественную культуру, душевную зоркость.
Какие же задачи стоят перед педагогами современных школ?
Во-первых, это развивающее обучение. Оно поможет ученикам раскрыть их творческий потенциал, сформировать культурный дух, дать базовые знания по ключевым направлениям искусства.
Искусство в школе — это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Эстетическое воспитание поможет ребенку найти и проявить себя в том или ином виде искусства.
Для примера реализации перечисленных задач и направлений возьмем Гимназию №7 города Одинцово. В этой школе я преподаю уже более 10-ти лет.
Учитель ищет и находит подход к каждому ребенку, использует различные методы для раскрытия творческого потенциала ученика.
Немного о методиках и принципах создания творческой атмосферы в нашей гимназии:
— кабинет ИЗО – это наш храм искусств. Его стены украшены рисунками и поделками наших учеников.
— здесь собраны альбомы с репродукциями прославленных художников, фотографии декоративно-прикладного искусства, а также тематические альбомы с рисунками наших юных художников. Все это привлекает ребят во время перемены
— у нас много фильмов об истории искусств,
— в гимназии еженедельно сменяется выставка «Экология искусства»: наши ребята постоянно творят.
— особое внимание стоит уделить разработанной методике интегрированных уроков, когда на одном занятии ученики погружаются в мир музыки и изобразительного искусства!
Каждый человек – личность. Каждая личность – мир. А новостройки в Москве от застройщика — это тоже своего рода искусство.
Задача педагога — увидеть личность, подойти к ней индивидуально.
Формирование творческой личности — вот что является конечной целью работы школы.
Манохина Н.А. –
учитель изобразительного искусства
МБОУ Одинцовской гимназии № 7-
член ассоциации «Лидер образования Подмосковья»
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: