И дело даже не в том, что число участников растет или количество конкурсных дней становится больше. Просто атмосфера конкурса в этом году была какой-то удивительно праздничной. Меньше напряжения у участников, ожидающих итогов очередного тура, больше искренней радости и восторга. Может быть, потому что награждение в этот раз проходило сразу после завершения тура, и дети, едва отошедшие от выступления, не успевали перенервничать, а на чистые радостные эмоции сил как раз оставалось в избытке.
Наверно, именно поэтому порой ощущение было, что молодые исполнители ждут, как минимум, вручения какого-нибудь «Золотого граммофона». Наблюдать за реакцией восьмилетней Лизы Мусатовой, занявшей третье место в одном из вокальных этапов, — вообще отдельное удовольствие. По ходу награждения, когда конкурентов с каждой новой фамилией становится всё меньше, видно, как сильнее загорается надежда в глазах девочки. Как будто она отсчитывает оставшихся соперников: «Ну вот ещё два дипломанта, и я в тройке призеров… ну ещё один и…». С последней объявленной «непобедительской» фамилией, глядя на лицо девочки, ясно понимаешь, что такое настоящее детское счастье и почему фестиваль называется именно «Улыбка мира».
Как рассказывает её мама Ирина, дочка начала петь практически с самого рождения. Учитывая, что вся семья у неё творческая: мама — преподаватель вокала, папа и брат -пианисты, никаких сомнений по поводу того, чтобы отдавать дочку на вокал, у родных не было. А уж становиться профессиональной певицей впоследствии или нет, пусть решает сама — любой её выбор семья одобрит.
Разумеется, сама Лиза не сомневается в том, что на эстраде её ждет великое будущее. Ну а пока она просто радуется своей победе. Дело в том, что на «Улыбку мира» она приезжает из Воскресенского района уже в третий раз. Учитывая, что оба прошлых раза ей не удавалось даже выйти во второй тур, можно понять её восторг от попадания в тройку лучших.
Вообще упорству участников фестиваля можно позавидовать. Многие из них приезжают сюда по второму и третьему разу, до тех пор, пока удача, наконец, не улыбнется и им.
Хотя, конечно, все исполнители прекрасно понимают — удача в этом фестивале вовсе не самое главное. Десятилетняя москвичка Лена Почтовик, несмотря на свой юный возраст, очень серьёзно, по-взрослому рассуждает о том, что профессия певицы сегодня — дело очень непростое и подходит оно далеко не каждому. Только волевые натуры смогут чего-то добиться, причем правила одинаковые как для мальчиков, так и для девочек: победителем дано стать только очень сильной личности. Видимо, поэтому песни, которые выбирает на конкурсы молодая вокалистка, всегда с характером. Даже если на сцену ей предстоит выйти в костюме русалки, она будет играть роль не легкомысленной подводной нимфы, а настоящей повелительницы морей. Хотя общаясь с этой милой улыбчивой девочкой, невольно ловишь себя на мысли, что в жизни и на сцене она совершенно разная. И это, в общем-то, неудивительно: Лена поет с двух лет и признаётся, что давно уже на сцене чувствует себя гораздо уверенней, чем в жизни. Кто его знает, как пойдут дела дома или в школе, а каждый выход на сцену — это её маленький звёздный час.
В этом году в принципе бросалось в глаза, что очень многие девушки и молодые люди ведут себя в свете софитов, как профессионалы мирового уровня. Потрясающие голоса дополняются либо хрупким образом, либо зажигательным танцем, в зависимости от выбранной темы, ну и, конечно, очень многое зависит от личной энергетики исполнителя, его способности зажечь зал. После некоторых выступлений хочется сразу бросаться за певцом, чтобы не упустить его, такого яркого, узнать что-то интересное о его музыкальной карьере, но на сцену выходит уже следующий солист, и ты понимаешь, что стоит подождать — этот вокалист тоже достоин внимания. И так можно, собственно, задержаться в зале на несколько часов.
И всё-таки порой личное обаяние становится решающим фактором. Вот так вот бывает, оказывается: выбегаешь в холл за очередной певицей, заготавливая на ходу список вопросов, встречаешься взглядом с пролетающей мимо девчонкой и понимаешь, что отлавливать во всём этом холле хочешь, пожалуй, только её.
Ну вообразите ребёнка, который не ждёт объявления своих или чужих результатов, чинно сидя на стуле или общаясь с другими конкурсантами, а проводит неожиданно оказавшееся свободным время себе в удовольствие, гоняя по холлу в роликовых кроссовках. Добавьте сюда артистизм, автоматически срабатывающий при виде фотоаппарата, и очаровательную улыбку, тогда, пожалуй, и вы поймёте, почему мимо такого чуда, как Алина Ломакина, просто нельзя было пройти. Слишком уж редко непосредственность в современных молодых артистах так гармонично сочетается с обаянием.
Уже по ходу интервью понимаешь, что именно у этой девочки из волгоградского Калача-на-Дону ты брала интервью несколько лет назад, не то на пятой, не то на шестой «Улыбке мира». И как оказывается в ходе беседы, выделяется среди сверстников девочка не только приятной внешностью. В этом году она уже успела занять в своей возрастной группе первое место в эстрадном вокале, и это далеко не самая крупная её победа. К своим тринадцати годам она успела получить пару красных дипломов, выступить на фестивалях в Германии, Париже, Польше, Белоруссии, Бельгии, стать обладателем бронзы на Дельфийских играх и даже провести свой собственный сольный концерт. Вокальные конкурсы девочка умудряется совмещать с танцами, сочинением песен, игрой на фортепьяно, рисованием, раньше к этому добавлялись ещё карате и занятия греблей. «Поэтому я и не отличница в школе, — с сожалением вздыхает девочка, — на всё сразу очень нелегко находить время».
Что и говорить, график непростой, зато, ещё только учась в средней школе, эта девочка уже знает, какой восторг испытываешь от целой машины цветов, подаренных друзьями и поклонниками после концерта. А ведь всего этого могло и не быть. И вовсе не из-за того, что девочка плохо пела или не хотела серьёзно заниматься вокалом. Просто целых два года она боялась микрофона. Не публичных выступлений, а именно электроакустического прибора, без которого певицей, как известно, не станешь.
— Всё из-за того, что в четыре года, когда я только пробовала петь с микрофоном в руке, — со смехом вспоминает Алина, — он неожиданно для меня громко загудел, я жутко испугалась и решила, что ни за что в жизни больше не буду работать с этой штукой. Педагогам и родителям потребовалось очень много времени, чтобы убедить меня в безопасности микрофонов.
Сегодня об этих временах девочка вспоминает с улыбкой и признаётся, что каждое выступление для неё — это настоящее счастье и взрыв позитивных эмоций.
«При этом каждый раз, когда выходишь на сцену, всё равно где-то в глубине души испытываешь страх, — признаётся она, — и вопрос опыта тут, наверно, не причем. Я почти уверена, что эти три секунды страха хорошо знакомы и профессионалам мирового уровня. Зато именно на их фоне потом ощущаешь весь восторг от собственного выступления с удвоенной силой.
То, что Алина стала певицей, — для её семьи удивительная и в чем-то даже мистическая закономерность. Дело в том, что бабушка маленькой певицы в своё время мечтала о журналистской карьере, в итоге журналистом стала её дочь, Алинина мама, которая на самом деле всегда хотела стать певицей. Поэтому, когда неожиданно очередное заветное желание сбылось в следующем поколении, осталось только удивляться таким совпадениям.
Кстати, в будущем сама Алина мечтает стать актрисой, так что если вдруг её желание не сбудется в ближайшие несколько лет, можно не сомневаться — уж её-то дочку точно ждёт известность в мире кино и театра. А пока улыбаемся всем миром и ждем десятого международного фестиваля песни. Уверена, организаторы и участники приготовят для зрителей на следующий год что-нибудь по-настоящему великолепное.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: