Общественную организацию учредили 16 активных граждан России, среди которых журналисты Леонид Парфёнов, Дмитрий Быков и Ольга Романова, телеведущая Татьяна Лазарева, писатель Борис Акунин, политолог Юрий Орешкин, музыкант Юрий Шевчук и другие. Захотелось создать «Лигу» неспроста: митинги, всенедовольство «чистотой» прошедших выборов в Госдуму и деяния действующей власти. Зачем «слепили» очередное сообщество, что оно вообще такое, что оно может сделать и, главное, можно ли к нему присоединиться и как?
Собственно, об этом и пытались растолковать за круглым столом пришедшие учредители, а именно: уже названные Л.Парфёнов, О.Романова, Т.Лазарева, Дм.Орешкин, а также блогеры Рустем Адагамов и Дмитрий Иванов, писательница Людмила Улицкая, режиссёр Георгий Васильев, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов, врач Елизавета Глинка, заседающие в Москве, и Ю.Шевчук – в Петербурге. В общем, интеллигенты, с политикой как таковой не знакомые. Очевидно, властями предержащими их не назовёшь.
Сначала собравшиеся наметили общие положения «Лиги». Мол, «важное дело», «организация не политиков, а просто активных людей », которая пока что будет работать через сайт, а чуть позже выходить на более открытую территорию. Так заявила Татьяна Лазарева.
О главных организационных направлениях «Лиги» рассказал Георгий Васильев:
«Лига не административная организация. Идея в том, чтобы помочь сорганизоваться активным людям, которые хотят что-то сделать. Чтобы наша страна стала честнее. Мы будем непосредственно участвовать в контроле выборов в качестве волонтеров.
Будем проводить митинги. Кстати, 20 января нам сообщат, можно ли проводить митинг 4 февраля.
Мы будем соединять протестное движение «За честные выборы» с культурными событиями и PR-акциями.
«Лига» считает своей символикой белый цвет. Потому что белый – цвет мира, толерантности и чистоты. Как мы знаем из школы, белый – цвет, который объединяет все остальные цвета. «Вконтакте» создали группу «Белая Садовая» в поддержку акции, суть которой протест: проехать по Садовому Кольцу с белыми лентами, у кого есть машины, у кого нет – пройти пешком.
Также мы выступаем за честные СМИ.
Работа «Лиги» полностью зиждется на волонтерстве. Нам нужны деньги. Юридического лица у нас нет, потому что необходимо минимум полгода, чтобы зарегистрироваться, а президентские выборы совсем скоро. Надеемся на частные счета и благотворительные фонды.
Как вступить? Не надо записываться. «Корочки» — это бессмыслица…выбирайте дело, координируйтесь. Надо двигаться, работать».
Далее последовали вопросы от журналистов-москвичей и петербуржцев, на которые «лигионеры» постарались ответить.
Во-первых, сразу договоримся об орфографии: «лигионеры» образовались в моём сознании от слова «Лига», эдакое изобретение-образ, которое нельзя путать с легионерами. И, во-вторых, после опубликованной ЧАСТИ беседы есть кое-что на десерт, то, что послужит апофеозом моего текста. Так что дочитываем до конца, а пока вернёмся на пресс-конференцию…
Вы ожидаете противостояния работе «Лиги», провокации? Готовы ли к этому?
Парфёнов: Как же без этого.
Что «Лига» будет делать после выборов?
Васильев: «Лига избирателей» – это не предвыборный проект. Наша цель оздоровить весь выборный процесс. Хотим, чтобы сложилась система, культура гражданского контроля над избирательным процессом.
Парфёнов: Вообще избиратель тождественен гражданину. Мы избиратели и граждане. Это не краткосрочная история.
Романова: Избиратели — это не только выборы, но ещё и контроль за теми, кого мы выбрали.
На мой взгляд, пошел спад активности. Уверены ли вы, что у вашего движения есть будущее? На чем основывается уверенность?
Шевчук: Сложно сказать. Главное движение, а движение — это жизнь. Будем работать, а дальше посмотрим. Главное, что-то делать.
Парфёнов: Не нужно над этим задумываться. Всё зависит от активности людей. Отдельно взятые активисты мало что значат.
Вопрос к политологу Орешкину: Напомните текущие данные по рейтингам основных кандидатов. Если бы сейчас было голосование, то кто бы победил?
Орешкин: Вопрос о рейтингах не ко мне, а к социологам. Все говорят, что рейтинг Путина идет вниз. Не хотел бы заниматься прогнозами. Должны честно проголосовать. Что гадать? Не вижу в этом смысла.
Как вы хотите расширять свободу слова?
Парфёнов: Вопрос тяжелый. Больше апеллировать с этим нужно к политикам. Политика федеральных каналов контролируется, что и не скрывается. Это самый загосударствленный сектор. Тут о журналистике и речи быть не может. И конечно, движение к освобождению — это задача власти. Что они и сами признают. В общем, враг понятен, бороться надо. Не скоро справимся.
Вы появились перед президентскими выборами. Кого из участников поддерживаете?
Парфёнов: Не перед президентскими, а после думских. Ни к кому симпатий не испытываем.
Назовите пути развития, которые неприемлемы для «Лиги»?
Шевчук: Превращение «Лиги» в политическую партию.
Парфёнов: Москва поддерживает. (ред. Напоминаю читатель о видеомосте)
А как будут собираться в других городах?
Парфёнов: По подобию.
Шкуматов: ««Синие ведерки» не существуют как формальная организация, но мы даем пример. Так вот, значение примера очень важно. По подобию тех людей, которые собрались за столом в Москве и Петербурге, должны организоваться и в регионах.
Шевчук: Всё протестное движение координируется через Интернет. Действует сетевая структура.
Дмитрий Быков сказал, что «Лига» — это политическая партия для среднего класса. Есть ли цель создать партию и если да, то что каждый будет делать?
Адагамов: Я бы хотел сказать, что для меня «Лига» — это возможность объединить неравнодушных людей. И чем больше в нашем обществе людей с гражданской позицией, граждан, а не населения, тем лучше.
Парфёнов: Один из возможных прогнозов. Но сами мы политиками становится не хотим.
Глинка: Дальнейшее развитие зависит от людей.
«Лига» настроена воинственно, будто уверена в том, что выборы пройдут нечестно. Власть говорит о том же. В Петербурге, например, устанавливают прозрачные урны и камеры.
Лазарева: Мы видели. И тогда говорили о честных выборах. Это не воинственность, а реальный взгляд. Пусть урны… есть ещё некоторые ступени после этого. (ред. Сбор бюллетеней и прочая работа бюрократической машины)
Парфёнов: Напомним, власть не ответила ни по одному случаю исправлений протоколов.
Максимальная активность «Лиги» будет в больших городах. Планируется ли организация регионов?
Романова: Буквально вчера обсуждали проект, выступали с идеей поездки по стране по Транссибирской магистрали.
Лазарева: Мы готовы выходить из онлайна в оффлайн. Очень много людей, которые видят молчащие федеральные каналы. Поеду, например, в родной Новосибирск и буду выступать со сцены, рассказывать правду.
Планируется ли сотрудничество с властью?
Парфёнов: А кто от этого отказывался?
Если Путин скажет: «Давайте разговаривать…»
Иванов: Я абсолютно за диалог. Я поддержу адекватный диалог. Диалог с властью должен быть каждый день.
Шевчук: Ни один из учредителей не имеет права говорить от имени «Лиги» как от организации. Мы можем говорить о диалоге.
Если снова выставят наблюдателей. Что сделаете?
Иванов: Это серьёзная проблема. В наших силах создать источник информации и выкладывать в Сеть протоколы. Выливать в Интернет информацию о нарушителях. Это очень просто.
Шкуматов: Если будет фальсификация, я лично считаю, что буду вести себя точно также. Призывать к отмене выборов и перевыборам.
Романова: Принуждать судей рассматривать нарушения.
В итоге, что вы увидели, дорогие читатели? Хотите, присоединяйтесь к «Лиге» и цепляйте на лацканы пиджаков и пальто белые ленточки. Однако подчеркну, самое важное — проголосовать. Быть гражданином и т.п. «Лига» «слепилась» в будильник, чётко услышанный только в водах Сети, а не по всей России. Только там, где есть этот информационный океан. Поэтому работайте и «что-то делайте», обязательно идите на выборы, чтобы не пропадали голоса и вы не превращались в «Мёртвых душ». И сообщите «правду» своим знакомым из регионов.
И вот мы, наконец, добрались до апофеоза. Даже если вы против всех, голосуйте! За кого? ПОЛИТОЛОГ Дмитрий Орешкин в этом случае посоветовал отметить в бланке всех: испортите бумажку, а голос не пропадёт. Пользоваться этим советом или нет? НЕТ! А здесь занозка для размышлений. По закону:
«Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате».
Как вам такой поворот? Как вам с учредителями? Организациями? Чтобы небезызвестный политолог, которого вечно зовут в качестве профессионала прокомментировать ту или иную политическую ситуации на общественные площадки (в частности, на «КоммерсантЪ-ФМ»), и не знал закона? Возможно ли, чтобы никто из заседателей круглого стола ничего не знал? Возможно, писателям и врачам не до законов. (Чего в политику тогда лезут?) Но политолог законы знает. И «Лига» — отвлекающая видимость? Кому же нам верить? И ведь никто из взрослых матёрых репортёров не услышал слов Орешкина. По крайней мере, пока кроме информационных сводок ничего не вышло. Признаюсь, и я их сразу не услышала, что мне в силу юного возраста и ещё неоконченной школы простительно. А им? Ведь не за минуту доставить информацию, а ещё обдумать её и выявить такие вот «занозы».
Посмотрим, сколько просуществует ещё горячая, свежая «Лига», что она сможет сделать и сделает ли. Пока это всего лишь обсуждаемый и, как оказалось, сомнительный проект. А с галочками что? Очередная провокация? Теперь людей, которым верят? Или Кремля и замишурованной «демократии»?
фото ridus.ru и Дарьи Гнашко
.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: