Автор: Георгий ЯНС http://www.odintsovo.info/news/?id=21167
Начать надо с того, что закон принимался в одних политических реалиях, а действовать начал в совершенно других. Вместо выборов всех уровней власти мы получили вертикаль, на кончике которой сохранилась выборность в местные органы. С одной стороны нарушена логика формирования исполнительной власти – или всех выбирать, или всех назначать. Губернатор, на котором лежит ответственность за миллионы людей, зависит от воли одного человека, а глава поселения, которого выбирали пять с половиной человек, практически несменяем до конца срока своих полномочий (если только серьезное уголовное дело). С другой стороны, по закону вышестоящий руководитель должен поделиться властью с нижестоящим (власть – финансы и имущество), а делиться властью, несмотря на все громкие заявления, у нас не любят. Отсюда вместо местного самоуправления пока только местно само…
Еще три года назад, когда 131-й закон о местном самоуправлении только «обкатывался» были надежды, что в ходе «обкатки» будут сделаны поправки, которые позволят сделать закон жизнеспособным и дееспособным. Но, к сожалению, эти надежды не оправдались.
Наверное, мы так устроены, что, задумывая благое дело, на выходе получаем «как всегда». Закон, который был принят не без участия Совета Европы, предполагал, с одной стороны, приблизить власть к гражданам, с другой, вовлечь этих самых граждан в управление. Первое невозможно по определению, второе пока невозможно, так как нет как такового местного самоуправления. В последнее время я много встречался с руководителями городских округов, городских и сельских поселений Московской области, и, прежде всего, Одинцовского района. Ни один из них не сказал доброго слова о законе. Даже терминология – поселение, округ вызывают отторжение. Я помню, как те же руководители ждали этот закон. Сколько было оптимизма, сколько надежд. За эти несколько лет оптимизм обернулся пессимизмом, а надежды превратились в несбыточные мечты. Почему?
Стоит отметить, что новый закон для городов не создал особых проблем (за исключением обрезания полномочий). Был городом, стал городским поселением, практически без каких-либо серьезных структурных изменений. А вот в районах, которые перешли на двухуровневое управление, проблем выше крыши. Начиная от определения административных границ поселения и заканчивая перераспределением имущества. Напомню, что в нашем районе двухуровневое управление. На мой взгляд, на сегодняшний день двухуровневое управление вредно, так как вносит дополнительную неразбериху в и так непростые социально-экономические отношения.
Во-первых, разрушена худо-бедно действовавшая система управления районами. Во-вторых, выросло и еще вырастет количество чиновников, которых не только надо кормить, но и учить. В-третьих, на поселковых выборах при мизерном количестве избирателей к власти могут прийти популисты и демагоги, в чем я абсолютно уверен, сможем убедиться уже на предстоящих весенне-осенних выборах. В-четвертых, в результате всех манипуляций с двухуровневым управлением у глав поселений полномочий стало меньше, чем было до введения закона.
На мой вопрос главам, чем вы теперь занимаетесь, все без исключения не без доли иронии ответили одно и то же: «Вывозим мусор и вешаем таблички на дома». К этому можно еще добавить утверждение герба и гимна поселения.
Нескольким районам повезло – они успели трансформироваться из муниципального района в городской округ со всеми вытекающими последствиями. Но не всем. В частности был поставлен шлагбаум на изменении статуса Одинцовскому району, хотя большинство жителей эту идею поддерживала. Почему так случилось, это отдельная и печальная тема, которой я бы не хотел касаться. В общем, получили то, что получили. С разными вариациями главы поселений это «получили» сформулировали так: «закон-перевертыш», «фига в кармане», «идиотский закон». Все непечатные выражения по понятным соображениям я опускаю.
Главная причина идиотизма закона проистекает из-за отсутствия дифференцированного подхода к территориям. В данном случае даже не в пределах региона, а района. На селе, да и в городе тоже самыми насущными являются медицина и образование. До введения 131-го закона в полном объеме поселковые администрации имели не только законное право помогать школам и больницам, но и строить здания для них. В Одинцовском районе в нескольких селах здания поликлиники построены, а школы и детские сады капитально реконструированы за счет местных средств. Теперь же местные администрации не имеют права оказывать финансовую и материальную помощь школам, детским садам, поликлиникам, потому что закон запрещает. Медицина и образование на балансе района.
Приходит руководитель поликлиники к главе, говорит, что нужен обязательно такой-то кабинет, неплохо бы ремонт второго этажа сделать, а ему отказ – не положено. В сельской местности у нас есть малокомплектные школы, которые выживали и даже где-то процветали исключительно благодаря заботе местных властей – приобретение учебной техники, ремонт, оплата руководителей кружков и т.д. и т.п. Когда встречался с руководителями таких школ, они говорили мне, что с ужасом ждут вступления в силу закона. Дождались.
Идиотизма добавляет и то обстоятельство, что у глав есть не только желание, но и возможность помогать. В некоторых поселениях доходная часть бюджета превышает расходную в два раза и больше раза. Правда, по закону превышение доходов над расходами не должно составлять более 10%, излишки изымает область. Я понимаю, что надо финансы перераспределять, что помочь бедным. Но это помощь имеет очень ярко выраженную нравственную окраску. Иногда эта бедность проистекает не из-за объективных экономических обстоятельств, а из-за неумения, нежелания руководителя муниципального образования работать. Вот такая уравниловка – всем поровну. У одних глав отбивают охоту работать – что напрягаться, все равно отберут, а у других так и не появится стимула работать – помогут. Не буду рассказывать, на какие комбинации идут главы поселений, чтобы помочь медицине и образованию и чтобы все было в то же время по закону. Это называется «левой рукой правое ухо чесать».
Я попытался обозначить проблемы, которые лежат на поверхности. А сколько еще проблем, которые ждут своего часа?
Вне зависимости от наших отношений лично с Георгием ЯНСОМ, статья политически правильная иотражающая действительность. Отношение к этому закону конечно у всех может быть свое, и мы призываем высказаться по существу вопроса ниже в комментариях у нас, или на сайте www.odintsovo.info
Предупреждаю, что неадекватные, злобные или оскарбительные коммментарии будут стерты.
MBash
фото с сайта: http://www.liberty.ru/Themes/Na-yanvarskih-kanikulah-Rossiyu-zhdet-povtorenie-monetizacionnyh-volnenij
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: