До этого, как известно, леса Подмосковья имели федеральное управление.
В целях воспитания у населения Подмосковья бережного отношения к природе, чувства ответственности и сопричастности к охране окружающей среды, губернатором региона С.К. Шойгу принято решение установить в Московской области праздник «День леса» 1 июля 2012 года с проведением в этот день субботников по очистке лесов во всех муниципальных районах и городских округах.
Интервью берут дети
В Одинцовском центре эстетического воспитания прошла встреча детей с лесничим Пионерского лесничества Александром Геращенко. Дети, посещающие летний лагерь, работающий на базе ОЦЭВ, задали профессиональному лесоводу множество вопросов. И пусть порой вопросы были «детскими» — коллективное интервью получилось интересным, а дети узнали все, что хотели о лесе и профессии.
— Как определяется возраст деревьев?
— Если нужно узнать совершенно точно, и вы не хотите рубить дерево — для этого есть специальные возрастные буравы. Они вкручиваются в ствол, извлекаются. Дереву это не вредит. Возраст определяется пересчетом годовых колец, вы же знаете, что деревья пишут летопись своей жизни, каждый год прирастая на очередной слой. Но опытные лесоводы могут определять приблизительный возраст насаждений и на глаз — к примеру, по их высоте, по толщине ствола. В оптимальных условиях ель растет до 250 лет, сосна — до 450. Но в реальности максимальный возраст насаждений в Московской области составляет 150-200 лет, и это уже возраст, очень подверженный нападениям вредителей и болезням леса. В прошлом году было произведено обследование лесопатологами — специалистами, изучающими болезни леса. Они определили, что на сегодняшний день по Звенигородскому филиалу еловых лесов более 500 га поражены короедом-типографом. Ситуация плачевная, лесоводам придется много поработать. Этот лес надо рубить и сажать новый. Не только елям угрожают вредители. В городе Одинцово и окрестностях много дубовых насаждений — они подвержены нападениям такого серьезного вредителя, как дубовая листовертка.
— Как у лесников выглядит дом?
— Самый обычный, как у всех людей. По книжкам и фильмам вам, наверное, известно, что у лесников бывают избушки в лесу — так называемые кордоны. Я таких видел много, когда работал на Урале. Из этих домов лесники ведут обход своего участка в лесу. Такие кордоны и до сих пор есть на Дальнем Востоке, в Сибири. Совершать обходы раньше помогали лошади, сейчас в распоряжении лесников есть автомобили, вездеходы, зимой — снегоходы. Но Московская область — территория плотно заселенная, у нас нужды в таких домах для лесников нет. Поэтому живут работники лесного хозяйства в самых обычных домах, кто-то — в деревянном доме в деревнях и поселках, кто-то — в городской квартире.
— Где вы работали на Урале?
— Работал я в Миасском лесхозе Челябинского управления лесного хозяйства. Места уникальные, по соседству — Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина. Единственный в мире минералогический заповедник — на его территории сосредоточено огромное количество самых разнообразных минералов, такой коллекции в живой природе нет более нигде. Охраняются там не только подземные сокровища, но и растения, и животные. А в соседнем крае, Алтайском, сейчас строятся казино. Красивейшие горы озера, много разной рыбы. В заповеднике есть музей. Для проезда машин и техники он закрыт, а вот пешим туристам он доступен, можно ходить и любоваться красотами природы. Но в летний период лес закрывают для посетителей — вы знаете, что наступает пожароопасный период, когда от случайного окурка или плохо затушенного костра может произойти непоправимое несчастье. Я в то время работал начальником пожарно-химической станции, за день иной раз было по 20-30 возгораний. В основном — из-за действий человека. Говорят, будто к возгоранию могут приводить даже бутылочные стекла, способные сфокусировать солнечный луч — но я с таким за время моей службы не сталкивался. А вот курильщиков в лесу призывать к совести и порядку приводилось не раз. Проводили показательные эксперименты — бросаем в траву непотушенную сигарету, засекаем время. Через пять минут трава загорается, можно тушить.
— Как понять, когда надо рубить дерево, чтобы оно не упало само, от старости?
— Раз в десятилетие в лесах проводится инвентаризация лесов — лесоустройство. Лесоводы оценивают, в каком состоянии находятся насаждения, какие меры нужно предпринять. Если лес поврежден короедом-типографом — ничего не поделаешь, требуется сплошная рубка. Иногда назначаются санитарно-выборочные рубки, из состава насаждений убираются больные и старые деревья.
— А вместо вырубленных лесов сажают новые — к прмеру, если строят дорогу?
— Обязательно. В таких случаях создаются лесные культуры на других участках. На прогалинах, полянах. Если в Одинцовском районе лесистость (отношение площади лесов к общей площади) составляет 58,8 процентов — этот показатель обязательно сохранится. Лес будет посажен в другом месте. Однако, сами понимаете, дороги нужны. Автомобильные потоки стали такими, что существующие дороги с ним не справляются.
— Сколько деревьев нужно сажать взамен срубленных?
— При посадке лесных культур высаживаются 3,5 тысячи молодых елочек на одном гектаре. К возрасту спелости — 60-70 лет на одном га остается порядка 350-400 стволов. Остальные отмирают, убираются в ходе прочисток и прореживаний. Нужно, чтобы лес давал наибольший прирост, и очень желательно, чтобы леса были молодыми. Не знаю, известен ли вам такой факт, но именно молодой лес дает наибольшее количество кислорода. Для ели такой продуктивный период — до 100 лет. А чем лес старше, тем меньше кислорода он производит, мало того — он начинает кислород поглощать.
— Какие животные в наших лесах живут?
— У нас много садоводческих товариществ, поселков и городов — понятно, что для животных такие условия не очень подходят. Но, тем не менее, они есть. В прошлом году в Вяземском лесу я видел четырех лосей, присутствуют кабаны, лисы, зайцы.
— А волки?
— Волки к нам не заходят, хотя в Московской области имеются — в тех районах, что подальше от столицы. В прошлом году их видели в Верейском районе.
— А ежики?
— В изобилии. Но вот что хотелось бы отметить. В то время, когда я только пришел работать в Московскую область, перевелся с Урала, в Подмосковье случилась вспышка короеда-типографа. И леса с воздуха опрыскивали ядами и химикатами, в надежде спасти их. Погибло очень много мелкого зверья, в лесах перестали петь птицы. С 1995 и примерно по 2000 год леса фактически опустели. Сейчас ситуация выправилась, запели птицы, забегали лесные белки и другие зверьки. Но эта история стала для многих уроком — пытаясь лечить одно, не думая о последствиях, можно искалечить другое.
— А оружие у лесников есть?
— Нет. Мы работаем без оружия. В случае необходимости — рассчитываем на помощь полиции.
— У вас есть любимое дерево?
— Еще студентом мне довелось побывать в Тверской области в экспедиции. Такое дерево я увидел там, в Нелидовском заповеднике. Огромная, 45 метров в высоту ель. Вшестером мы пытались ее обхватить — нам не хватило рук. Если хоть раз увидишь такое чудо — никогда не забудешь. Такие очень редко встречаются. Думаю, этому дереву было лет триста.
— А в карельских лесах вам доводилось быть?
— Так, чтобы прямо в Карелии — бывать не доводилось, но представить себе северные леса могу. Военную службу проходил во флоте, в городе Гаджиево Мурманской области, на подводной лодке.
— Вы не боитесь в лесу заблудиться?
— Ни один лесник, ни один егерь в лесу не блуждает. Видимо, это какая-то профессиональная привычка — через несколько лет работы в голове начинает работать внутренний «компас», который не дает заблудиться.
— Цветы в лесу есть?
— Конечно, есть. Вот только рвать их я бы не советовал. Они очень красивы в лесу, пусть там и остаются, там ими и нужно любоваться. В Московской области живет очень много людей. Если каждый сорвет хотя бы по одному ландышу — красота закончится. Любители цветов всегда могут их купить или вырастить на клумбе, на приусадебном участке. А в лесу многие виды растений стали редкими и попали в Красную книгу. Их защищает закон.
— Почему в лесу нельзя кричать?
— В наш лес многие птицы прилетают, чтобы высидеть птенцов, вывести новое поколение. А мы своими криками их пугаем, птички-мамы улетают с гнезд, птенцы могут погибнуть. По тем же причинам я бы очень не советовал гулять в лесу с собаками. Если вы любите природу — надо быть ее защитником, в лес приходить с добрым сердцем и вести себя как культурный и умный человек.
— А какие у лесников звания? У вас звезда на погонах.
— У директора лесхоза — три звезды. Его заместитель, он у нас называется главный лесничий — две. Одна звезда — лесничий. Бывают звездочки поменьше размером — их может быть четыре, три, две — это специалисты и инженеры лесной охраны, помощники лесничего. Одна маленькая звездочка — мастер леса или техник. У лесников вместо звездочки — поперечная планка на погоне, как у сержантов в армии. Ну, а если звезды не металлические, а шитые золотым кантом по зеленому бархату — вы имеете дело с высокого ранга руководителем областного управления лесного хозяйства или сотрудником центрального аппарата Федеральной службы лесного хозяйства, это уже лесной «генералитет».
— Мы вам желаем звезд побольше размером и количеством.
— Ой, откажусь. Я не карьерист. Уходил работать в Управление лесного хозяйства, но вернулся обратно.
— Какая у вас семья?
— Супруга и трое сыновей. Жена работает инженером лесного хозяйства. Старший сын — сдает госэкзамены, защищает диплом, он будет юристом. Средний — таможенник. Младший — учится в седьмом классе.
— Хотели бы, чтобы он пошел работать в лесное хозяйство?
— Я был бы рад. Но указывать не буду, каждый человек выбирает себе судьбу и профессию сам.
— А лесные пожары лесники тушат?
— Штат сейчас у нас очень маленький, и своими силами обойтись невозможно. Но первичное тушение пожара — всегда на лесниках, которые чаще всего и обнаруживают возгорание. Если самим справиться не получается — вызываем силы МЧС, пожарных.
— Как вы выбрали профессию?
— Сразу решил, что буду лесоводом. Вообще не задумывался более ни о чем, после 8 класса — в наше время дети учились 8 или 10 лет, я сделал выбор и в 1983 году пошел учиться в Правдинский лесхоз-техникум, это в Московской области. Когда уже работал, закончил Уральскую государственную лесотехническую академию.
— Что вы будете делать, если увидите, как люди без разрешения рубят лес?
— Остановлю их работу и составлю протокол — таков порядок. Сейчас в Московской области таких нарушений не так уж и много, в основном речь идет о рубке сухостоя для костров
— Много елок рубят на Новый год?
— Раньше лесхозы даже зарабатывали на этом деле, выращивали плантации новогодних елей, которые срубались и под Новый год поступали в торговлю. Но в последнее время тенденция идет к снижению, люди бережнее относятся к природе и больше покупают искусственных елей, которые находят даже удобнее — с них не сыплется хвоя, их легче ставить и украшать. В этом году у нас попросили срубить всего 10 елок.
— Что делать, если увидишь пожар?
— Прежде всего — сообщить, считайте, что это ваш гражданский долг. Телефон очень простой — 01. Надо постараться как можно точнее указать местоположение пожара. Если источник огня явно незначителен и речь идет не о пожаре, а о непотушенном костре или маленьком участке горящей травы — нужно постараться пламя погасить водой, забросать землей, но лучше, чтобы этим занялись все-таки взрослые люди. При малейших сомнениях в своих силах — немедленно эвакуируйтесь в безопасное место, пожары очень коварны. Порой даже профессиональные пожарные не могут предсказать направление распространения огня и гибнут. Это не шутки, геройствовать не нужно.
— Сколько вы выписали протоколов?
— Ну, их количество даже подсчитать невозможно, тем более, что статистики такой я не вел. А вот один протокол помню очень хорошо, я его оформил, когда работал в Челябинской области — он был на 25 миллионов рублей. Вот такой ущерб нанесли люди рубкой сырорастущих лесных насаждений.
Дети показали лесничему свои работы и газеты — в ходе своих занятий в ОЦЭВ они провели конкурс экологических газет и поделок.
Подготовил Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: