В данном на днях обширном интервью министр финансов РФ А.Л. Кудрин указал: "До кризиса мы поддерживали в основном спрос. Строительство дорог, зарплаты — это увеличение спроса. Так создавались пузыри в строительстве, торговле, недвижимости".
Насчет зарплат не возразишь. Вознаграждение работникам, т.е. чистое потребление росло темпами, сильно опережающими рост хозяйства. Но министр ставит в один ряд зарплаты и дорожное строительство как символ перегрева. Что порождает естественный вопрос: "Где эти дороги?". Или хотя бы следы строительства. Рост зарплат был отражен в бухгалтерских ведомостях, общем индексе цен, статистике продаж. Строительство дорог отразилось преимущественно в сознании министра финансов, а больше никто того и не заметил. Было отмечено противоположное — в связи с резким увеличением автопарка и объема автоперевозок существующие дороги еще советской постройки на глазах разрушаются, превращаясь в путь-дорожку фронтовую, где езда со скоростью более 30-40 км/ч может быть просто опасна.
Бурный рост дорожного строительства, сопоставимый, по мысли А.Л. Кудрина, с действительно наблюдавшимся бурным ростом зарплат, не нашел отражения и в статистике. Общая протяженность автодорог РФ выросла по сравнению с 1992 г. менее чем на 10%. Дорог с твердым покрытием (включая и путь-дорожку фронтовую) — на 10% с небольшим. Назвать это бурным ростом трудно, причем в лихие 90-е строили больше, чем в тучные нулевые. Как раз нынешний министр финансов начал свое служение с крайнего урезания расходов на дорожное строительство.
Это при том, что состояние дорожной отрасли не таково, чтобы радоваться происходящему новому урезанию. Согласно официальным данным, 62,2% федеральных дорог не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, а по количеству дорог на 10 тыс. душ населения Россия отстает от соседней Финляндии в 5 раз, от Франции — в 4, от Канады — в 11 раз. Когда бы речь шла о чрезвычайном отставании в области потребительских благ, это было бы тоже не очень радостно, но дозволяло бы успокоительное "Дай срок, был бы костяк, а мясо нарастет".
В случае с дорогами (и шире — с инфраструктурой вообще) дело обстоит иначе. Это показатель не столько потребительский, сколько производственный. Хорошо функционирующее хозяйство требует быстрого и эффективного коловращения людей и товаров, а оно невозможно без благоустроенной инфраструктуры. Которая, будучи условием высокой производительности хозяйства, является несколько более надежным фондом будущих поколений, чем бумаги казначейства США. Говорить о развитии инфраструктуры как о блажи и разврате странно, а утверждать, что этот разврат чрезвычайно развился в тучные годы, странно вдвойне, ибо это прямая неправда. Непроизводительного разврата было сколько угодно, хоть те же госнано- и гигакорпорации, — но министр почему-то упоминает не имевшее места бурное дорожное строительство.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: