Пришла новая беда, какую не звали, завёлся в Одинцовском районе некий строитель. Поскольку ОБЭП Одинцовского УВД просил пока в интересах следствия не упоминать фамилии этого великого труженика, ограничимся именем Олег. Тем более, что на интернет-форуме, целиком посвящённом творчеству этого зодчего, его так и называют.
Вообще-то строительство, конечно, дело хорошее. Профессия уважаемая, выдающихся её представителей любят награждать трудовыми орденами. Но попадаются персоны, лиц которых мы явно никогда не увидим на доске Почёта. Механизм работы зодчего Олега удивительно прост, как всё гениальное. Через риэлторское агентство или любым другим путём покупается участок под ИЖС в населённых пунктах типа Глазынино, Мамоново, Ново-Ивановское, и так далее. В газетах даётся объявление с предложением гражданам стать содольщиками малоэтажного строительства. Стоимость квадратного метра жилья объявляется в одну тысячу долларов США. Что, естественно, вызывает ажиотаж – где найдёшь такие цены по нынешним временам? Причём проект кажется весьма заманчивым. Трёхэтажный дом, пусть и не в городе, но неподалёку от Одинцова, в нескольких километрах от Москвы. Дальше всё делается так: участок делится на всех найденных «малоэтажников» — 1/18, 1/10 часть доли, и так далее. Каждый из приобретателей вносит свой пай, после чего разворачивается строительство домов. Дома примерно одинаковые по своему внутреннему содержанию. Олег показывает будущим соучастникам строительства типовой проект некоей американской фирмы, которая якобы продаёт свои услуги через интернет. Картинка красивая. Но какое отношение она имеет к действительности, сказать сложно. Строят-то не американцы, а десяток таджиков, со всеми присущими таджикстрою наворотами.
Объекты показывали профессиональным строителям. Я у одного такого спросил – «ну, как качество?» Ответом стала такая кривая ухмылка, что всё стало ясно без слов. Под дома не роют котлована, ограничиваются ленточным фундаментом из залитой в непонятной глубины ямки неизвестного состава смеси – это для трёхэтажных многоквартирных зданий! Стены возводят из пенобетона, который имеет для различных типов сооружений разную плотность, и у многих возникают сомнения, что плотность применённых блоков абсолютно не соотносится с их подозрительной дешевизной. Между самими блоками щели в палец толщиной. Ну и, наконец, главная фишка. Все коммуникации в таких домах вынужденно заканчиваются… на первом этаже! Они ни к чему не подключены, потому что возводимые зодчим Олегом дома ПРИНЦИПИАЛЬНО ни с кем не согласованы. Никаких разрешений! Никакой проектно-сметной документации! Зодчий работает без договора! Вообще без какого-либо документа. Единственной бумагой с подписью Олега на руках у людей остаются расписки о приёме денег.
Причём формально Олег свои обязательства перед людьми как бы выполняет. За два месяца ударной стройки трёхэтажное здание встаёт под крышу, обрастает дверями и окнами, обшивается декоративными панелями – внешне даже красиво, если не задумываться о качестве строительства и его долговечности. Но при этом жить в домах невозможно: газа нет и не подключишь, канализации нет и не будет, воды нет, электричества нет. Феномен в том, что об этих сложностях всем пайщикам строительства было прекрасно известно. И они всё же решились на участие в откровенной афере. Организатор уверил их, что готовое здание можно зарегистрировать по упрощенной схеме с помощью закона о "дачной амнистии". В качестве примера клиентам показывается один из домов, который действительно удалось каким-то образом оформить юридически и подключить к коммуникациям. Один из законов настоящей аферы – приманка должна быть обязательно, и при этом выглядеть заманчиво.
Сложности, якобы, преодолимы – нужно просто дать взятки… Естественно, это уже сверх собранных на строительство денег. Подводка коммуникаций требует проектов и крупных вложений – но это тоже как бы дополнительный расход. Его никто не считал, и люди даже не догадываются, что в некоторых деревнях, к примеру, вообще нет технической возможности сделать канализацию. Проблема просто решается для частной застройки (септик, или туалет системы «сортир», по выражению Анатолия Папанова в фильме "Бриллиантовая рука"), но это абсолютно неподходящий вариант для многоквартирного дома. Значит – жильцы будут ходить в коллективную уборную на улице, а ванна или душ в доме отменяются. Хорошо, если будет водопровод, но отработанную воду придётся выносить вёдрами. Ну, так вы же сами хотели по дешёвке, семь шапок из одной шкуры? Получите. Бачилы очи, шо куповалы. Зодчий своё дело сделал, получив неплохой гешефт – расходы на материалы и таджиков при строительстве таких, с позволения сказать, «домов» специалисты при самом дорогом раскладе определяют в 500 долларов на квадратный метр. А Олег собрал с людей по 1000, очень даже приятная норма прибыли.
Кое-где технические возможности провести в дом, к примеру, хотя бы электричество, существуют. Но для этого нужны серьёзные вложения – нынешние сети не выдержат подключения многоквартирного дома, они на это не рассчитаны. Общая сумма необходимых вложений растёт и пухнет, как снежный ком, и гарантий, что стоимость квадратного метра «малоэтажки» не перевалит за аналогичный показатель в обычных квартирах, нет никаких. В принципе, при таком подходе к строительству она может перевалить и за стоимость метра неплохого особняка.
Занимательно наблюдать за общением участников проекта в их форуме. Первоначальная эйфория от удачного вложения денег сменяется тревогой. Люди начинают понимать, что их обманули. Если вначале обсуждают машиноместа (Олег обещал на каждую семью по одному месту для парковки!), то вдруг задумываются, что сделать их просто негде, дома заняли весь участок, стоят впритык друг к другу. Олег обещает отдать под коллективный детский сад свою двухкомнатную квартиру (добрый человек) – но вскоре осознают, какой это бред. Ну сколько детей можно будет содержать в таком «саду»? Писали про то, как провести интернет и телефон, без которых никак – теперь обсуждают, как бы купить такой дизель-генератор, чтобы на все квартиры хватило электричества лампочку включить. При этом развитие отношений в группе околпаченных людей развивается в полном соответствии с законами жанра. Часть потерпевших соображает, что ситуация вполне тянет на обращение в милицию. Вторая часть упорно надеется или на чудо в виде того, что все неподключённые коммуникации вдруг свалятся на них с неба, или на то, что удастся найти идиота, который купит их малоэтажную собственность. Второй вариант, видимо, ближе к истине, поэтому в панике, нагнетании страстей и обращении к правоохранительным органам эта группа не заинтересована. Организатору остаётся лишь умело манипулировать: «Да я бы давно всё сделал, и оформил, но вот эти, которые…». Вместо того, чтобы сообща «взять за горло» человека, ввязавшего их в афёру, потерпевшие ненавидят друг друга.
И таких домов Олег организовал в Одинцовском районе уже около двух десятков, 11 из которых находятся в разработке у правоохранительных органов – потому что часть покупателей такой негодной собственности всё же обратилась за защитой. Писали жалобы и жители деревень, в которых Олег развернул малоэтажный бизнес. Ещё бы – представьте, что практически впритык к забору на соседнем к вашему участке вырастает трёхэтажный дом. Понятно, что это огромные неудобства и опасения за качество будущей жизни. Жалобы поддержали местные администрации, но российские законы отличаются известным своеобразием. На обращения проверяющие органы отреагировали, приехали, ознакомились. Олега оштрафовали, как велит закон – по полной, аж на… 2000 рублей. Тот штраф заплатил, сказал «я больше так не буду», и продолжил стройку. В защиту неопределённого круга лиц выступила Одинцовская прокуратура, но суд отказал в рассмотрении иска по формальным основаниям, кассация тоже не помогла. Милиция предпринимала меры против гастарбайтеров – если застройщик формально закона не нарушает, то работягам можно предъявить хотя бы отсутствие регистрации. Но и это стройки не остановило.
Перед талантом нашего зодчего хочется преклонить колени. Так убедительно заставить людей расстаться с деньгами и вложить их в незаконное по сути строительство – надо уметь. С привлечением его к ответственности, полагаю, у следствия будут некоторые сложности, ну, да такая уж работа у людей, простых случаев не бывает. Схемы мошенничеств так и продумываются, чтобы полученная прибыль была как можно больше, а возможная ответственность – как можно меньше.
Ну, а что касается тех, кто деньги сдавал… Хотя люди эти безусловно потерпевшие, облапошенные – мне их почему-то совсем не жалко. Вера их в то, что законы соблюдать не обязательно, что можно найти какую-то лазейку, кого-то подкупить – собственно, она-то и стала первопричиной произошедшей с ними неприятности. Если вы опаздываете и выезжаете на встречную полосу в попытке кого-то объехать – у вас велик шанс попасть в аварию. Если у вас маловато денег, и вы решаетесь на кражу – есть шанс попасть в тюрьму. Лезете без очереди – рискуете, могут в морду дать. Так что к неприятностям в подобных случаях надо быть готовым.
Я не идеалист, и не буду утверждать, что все чиновники неподкупны. Проблема в том, что бывают ситуации, когда даже взятку брать просто не будут, и это как раз такой случай. Если бы Олег построил один такой дом – возможно, такой финт «на арапа» мог бы проскочить. Но массовая застройка подобным методом не могла рано или поздно не попасть в поле зрения закона, так что конец был предопределён ещё в тот момент, когда люди отдавали деньги без договора, под расписку, понимая, что строительство без разрешения незаконно.
Как теперь будут разворачиваться события, сказать сложно. После того, как вокруг дела поднялась шумиха, о хитрой схеме рассказал «Коммерсант», сюжет попал на телеэкраны – втихую легализовать такую скверную собственность стало проблематично. Участники строительства малоэтажек останутся со своими домами, условия жизни в которых мало отличаются от какого-нибудь барака. И то – в лучшем случае, если дома не будут признаны опасными для проживания в них. Недаром на интернет-форуме совладельцев "малоэтажки" уже обсуждаются вопросы сноса незаконно возведённых строений, который кое-где в России начинает становиться вполне реальным событием.
Возможно, от безысходности кто-то из вкладчиков пойдёт на митинги – ведь ходят же на них участники всевозможных «коммандитных товариществ», организованных почти по тем же схемам, но с большим размахом? До сих пор ходят, настаивая на своём праве получить жильё по дешёвке. Если власти сдадутся под этим давлением — это, увы, будет сигналом, что мошенникам можно продолжать придумывать разнообразные трюки, а гражданам – на них вестись, изображая наивных доверчивых жертв.
Александр Лычагин.
ОБЭП УВД Одинцовского района извещает, что во избежание возникновения проблем с большой осторожностью следует относиться к предложениям малоэтажного жилья на рынке недвижимости. Обязательно требуйте полный комплект документов, привлекайте для анализа бумаг квалифицированных юристов. В случае, если вы считаете, что вас обманули и вы попали в беду – обращайтесь с заявлением в ОБЭП.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: