В наступившем 2023 году для нас по-прежнему актуальна тема связи времен и событий с теми, кто, оставил след в летописи Одинцовской земли. Предлагаем нашим читателям продолжить её с неожиданного ракурса.
В предыдущей публикации мы рассказали вам о личности легендарного маршала Семёна Будённого, долгие годы проживавшего по соседству с нами в одинцовской Баковке.
На этот раз рассмотрим общеисторический процесс через призму истории коневодства в СССР в целом и судьбу отдельно взятого животного, одного из любимых коней Семёна Михайловича. Ничего удивительного в этом нет, учитывая головокружительную военную карьеру Будённого в амплуа кавалериста и его ключевую роль в создании Конной армии, одного из самых прославленных соединений Гражданской войны, наводившего ужас на врагов молодой Советской республики.
Появление первых конных заводов в СССР стало не только знаковым явлением в истории страны, но и воплощением мечты самого Семёна Михайловича, который в своей крестьянской юности мечтал вовсе не о военной карьере, а — стать конезаводчиком. Один из таких заводов назвали в честь Буденного и передали предприятию все земли помещиков-коневодов Корольковых на родине командира конармии. Семен Михайлович сумел организовать селекционную работу на кубанских конезаводах, и в итоге там вывели новую породу лошадей, получившую название Буденновская. Впоследствии число таких хозяйств, задачей которых стало выращивание лошадей в необходимых для военных нужд объемах, только увеличивалось. А Будённый в период с 1947 по 1953 год, будучи командующим кавалерией Советской Армии, одновременно занимал должность заместителя министра сельского хозяйства по коневодству.
Интересно, что вклад Буденного в развитие советского коневодства принёс свои плоды там, где это, казалось бы, было не вполне очевидно…
В 1956 СССР было принято решение о ликвидации кавалерии вообще, как рода войск. Большую часть поголовья, независимо от возраста и племенной ценности, перегоняли на бойни. Целыми табунами отправляли донских и буденновских лошадей на убой или для работы на лесозаготовках. Старый маршал с болью в сердце воспринимал проведение этой реформы. Используя свой авторитет и прежние связи, Буденный умудрялся вопреки государственному постановлению все же спасать породистых лошадей. Его хлопотами был создан и поставлен на армейское обеспечение специальный конный кинематографический полк. Конный полк участвовал в съемках всех батальных сцен во всех отечественных кинофильмах с участием кавалерии. Такие фильмы как «Война и мир», «Ватерлоо», «Приключения неуловимых мстителей», «Белое солнце пустыни», «Бег», «Служили два товарища» и многие другие просто невозможно было реализовать без участия спасенных благодаря маршалу Буденному лошадей.
Конный спорт в СССР обязан Буденному не только своим развитием, но и самим своим существованием. В 1922 году по инициативе Буденного был организован 100-верстный конный пробег с заключительной скачкой на Ростовском ипподроме. В 1923 году Буденный стал председателем только что организованного Центрального конноспортивного комитета Красной Армии. В 1925 году прошли 1-е Всеармейские конноспортивные соревнования, а в 1929 году открылась одна из первых конноспортивных школ для гражданский лиц. Позднее сын маршала Михаил Буденный, с детства приученный к седлу и военной дисциплине, по-своему продолжил семейное дело, став председателем Федерации конного спорта СССР, и возглавлял её в трудные перестроечные и постсоветские годы.
Рядом с маршалом-кавалеристом всегда были лошади. На даче Семена Михайловича, в подмосковной Баковке, была устроена конюшня на семь денников. На лето он брал лошадей из кавполка и выезжал их сам, а когда перестал ездить верхом, то наблюдал за всадниками со скамейки, давал советы.
Одним из животных, всегда находившихся под рукой, был жеребец буденновской породы по кличке Софист. Конь был рожден в 1945 году, подготовлен наилучшим образом и подарен Семену Михайловичу вскоре после войны. История сохранила не только кличку животного, но ещё много достоверных и удивительных фактов его биографии. К примеру, в сборнике рассказов «Старые истории», который вы можете найти в фонде нашей библиотеки, Нина Будённая правдиво передает воспоминания отца о Софисте.
«Софист был знаменит не только долгожительством. На нем дважды принимали парад на Красной площади, он был призером международных соревнований по высшей школе верховой езды, причем это было его первое и последнее выступление — Софист не был спортсменом. Но таких наездников, с которыми он имел дело, опозорить он просто не смог бы, класс не позволял. То, чему был обучен Софист, представляло собой вершину и эталон лошадиной науки. Когда Софист пал, тренер плакал три дня, а конюх взял бюллетень. Похоронили лошадь рядом с конюшней, где она доживала свою жизнь, рядом с людьми, которые помнили Софиста молодым и прекрасным, под седлом великого кавалериста, с которым Софист прожил всю свою счастливую лошадиную жизнь.».Свидетели утверждали о невероятной привязанности «Софиста» к маршалу.
«Конь чувствовал приближение Буденного, когда тот еще шел по двору: не видя хозяина, конь прядал ушами, радостно ржал. Семен Михайлович подходил к своему любимцу, как к человеку, что-то нежное шептал ему на ушко, а тот, положив голову на плечо хозяина, слушал его. Ласково поглаживая голову и шею коня, Семен Михайлович угощал его сухарями или морковкой. Конь, мягко уткнувшись носом в хозяйскую ладонь, замирал, чуть-чуть кося глазом. Потом он послушно и четко выполнял команды, подавал поочередно ноги, опускался на колени, ходил за своим хозяином, как ребенок за матерью.»
Это был тот самый конь, на котором удалой наездник Буденный не раз был замечен на полях НИИ Сельского хозяйства в Новоивановском.
Последний раз Семен Буденный садился на него на 87-ом году жизни. Причем в форме, он никогда не садился на лошадь в штатском… А за год до смерти 89-летний Семен Михайлович решил отдать Софиста на конезавод. По воспоминаниям сына, в тот момент маршал был со сломанной ногой и не мог оседлать своего любимца. У крыльца баковской дачи возвели деревянный помост, взобравшись на который, Буденный в последний раз подошел к Софисту, прижался к нему лицом и погладил: «Ну, старина, до свидания! Неизвестно, кто кого переживет, ведь мы с тобой оба старички… ».
Конь прожил 33 года, пережив хозяина на пять лет. После смерти Буденного Софист жил на конюшне Московского конного завода, где пал в 1978 году.
В книге дочери маршала, есть эпизод, запечатлевший воспоминания работников конезавода, о том, как конь героя в буквальном смысле плакал, хоть это и не характерно для лошадей, почувствовав на расстоянии смерть хозяина
Сегодня при желании каждый может увидеть любимого коня Будённого по кличке Софист. Для этого придется проделать совсем небольшое путешествие в сторону Москвы по Можайскому шоссе, а далее по Кутузовскому проспекту до площади у музея-панорамы «Бородинская битва», где он был увековечен в памятнике фельдмаршалу Кутузову скульптором Н.В. Томского.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: