«Благословенна сила Веры, преклоняющая во прах нашу суетную гордыню пред одним могуществом нагой, неукрашенной ничем мысли; разливающая тусклым блеском лампадки, тлеющейся пред простым образом Святой Девы, божественный свет и небесную тишину в душах, для которых темно и тревожно при ярком пламени мирской мудрости, при потешных огнях земного соблазна», — сказал Николай Надеждин в своей работе «Изображения Божией Матери».
Афонский монах Таисий, написавший для Георгиевского Собора в Одинцово восемь икон Богородицы — копии Её чудотворных Афонских образов, вновь встретился с этими ликами именно в те минуты вечернего Богослужения, когда в Храме гасят свечи, оставляя гореть только лампады — читается Шестопсалмие. Особые, таинственные минуты, властно уводящие человека от будничной суеты.
Полумрак, отчётливо проявляющий невидимое…
В нашем распоряжении всего несколько минут (да и те надо разделить с переводчиком), а так хочется узнать поподробнее о том времени «иконописного года», в течение которого отец Таисий работал над нашими (нашими!) иконами в мастерской Кареа.
Но я хорошо понимаю — «выведать что-то этакое» у афонского аскета нет никакой надежды, несмотря на его приветливое расположение и дружелюбную снисходительность. Поэтому вопросы задаю, что называется, самые традиционные для подобной ситуации.
— Отец Таисий, поделитесь, с каким чувством вы писали эти иконы? Ведь здесь особая, промыслительная связь: Афон-Россия, Афон — и наш город.
— Всегда для иконописца присутствует некое ожидание — каким будет результат. Конечно, я молился и просил благословения Божией Матери, ведь я писал именно Её иконы. Богородица — Хозяйка Афона, а Россия считается уделом Божией Матери. Поэтому связь России с Афоном — это промыслительно, это очень важно, это особое небесное благословение. Для меня особая честь, что я смог внести в это молитвенное единение и свою малую лепту.
— Вы впервые в Одинцово, в Георгиевском Соборе?
— Нет, я был в вашем городе, когда храм только начинал строиться. И то, что он так прекрасен и возведён столь быстро, говорит только об одном — город и его жители нуждались в этом храме. И вот он есть. По благословению Пресвятой Богородицы это чудо произошло.
— Вы знакомы с главой нашего района Александром Георгиевичем Гладышевым?
— Да. Господин Александр часто бывает на Афоне. В один из приездов он посетил и мою мастерскую. Я был очень рад увидеть, с какой верой, с каким благоговением он относится к Православию. Его идея связать город Одинцово с Афоном — это замечательно.
— Отец Таисий, назовите иконы, которые вы написали для Одинцовского Собора.
— «Млекопитательница», «Троеручица», «Преблагословенная», "Достойно есть», «Израненная», «Милостивая», «Алтарная», «Нерукотворная».
— Есть ли среди них образ, наиболее близкий вам?
— Мне одинаково дороги, конечно же, все. Но я живу в Кареа, и главная икона нашего храма — «Достойно есть». Это одна из самых почитаемых на Афоне икон Божией Матери, и с ней я чувствую особую связь
— Есть такое мнение, что иконописец должен даже обуздывать свой дар, чтобы своим талантом «не одолеть» суть Православия. Так ли это?
— Иконописец должен сделать свою работу так, чтобы у иконы отдыхала душа человека, чтобы утихало сердце, облегчались грусть, горе, печаль. И в каждой иконе есть тайна сочетания высшей скорби и высшей радости.
— Какой видится с молитвенной высоты Афона будущая судьба России?
Знаменитый афонский старец Таисий говорил, что после шторма всегда выходит солнце и наступает тишина и покой. Так и в России — после страшных богоборческих времён возрождаются традиции. Самое главное — сохранение веры, и Господь благословит и поможет.
— Что бы вы пожелали жителям нашего города и района?
— Мы на Афоне свято почитаем Пресвятую Богородицу. Мы отдаём Ей нашу жизнь. И я призываю благодать и покров и охрану Божией Матери на всех одинцовцев и жителей Одинцовского района.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: