3 сентября прошлого года Одинцовский район и инновационный центр «Сколково» подписали соглашение, в котором договорились совместно вводить в практику новые энергосберегающие, биомедицинские, IT и космические технологии. Одновременно участникам народного собрания была представлена стратегия «Топ-16». Основная идея – создать в каждом из 16 поселений Одинцовского района пилотную площадку по использованию инновационных технологий для решения самых актуальных проблем муниципального образования.
Прошло полгода, за которые и наш район, и страна в целом пережили две непростые выборные кампании. Надо отдать должное: и в этот период острой политической борьбы работа по развитию Одинцовского района, работа на его будущее не останавливалась. Проект Федерального закона «Об инновационном муниципальном образовании», разработанный под руководством Александра Гладышева, получил широкую поддержку местного сообщества и экспертов самого разного профиля.
Из текста законопроекта следует, что инновационным муниципальным образованием может стать только финансово самодостаточный район или город, имеющий долгосрочную программу инновационного развития. Если соответствие Одинцовского района первому требованию сомнений не вызывает, то принципиально новая программа пока находится в стадии разработки. Но понимаем ли мы, что такое «инновации» применительно к развитию территории, и какие именно инновации нужны Одинцовскому району?
Ввиду профессиональной деятельности мне часто приходится слышать о том, что понятие «инновации» стало заезженным и используется не по назначению, а дабы придать модный статус той или иной технологии, идее, практике. Не спорю, зачастую это так. Но критики не всегда правы. И вот почему: так же, как и любой другой, термин «инновации» эволюционирует вместе с человеческой деятельностью.
Еще пару десятков лет назад, когда употребляли это понятие, имели в виду высокотехнологичные новшества, внедряемые на производстве. Сегодня под инновациями понимают ранее не применявшиеся средства достижения новых результатов. Слово «инновации» стало относительным термином, ведь степень новизны применительно к отраслям, конкретным предприятиям или, как в нашем случае, территориям существенно отличается.
Когда город или район становятся на путь инновационной активности? Чаще всего это происходит, когда ресурс стандартных, привычных и понятных всем подходов к решению задач уже устарел. Назовем такой путь «реакционными инновациями». Это означает, что инновации выступают средством снижения социальной напряженности и призваны залатать существующие «дыры». За примерами далеко ходить не надо. Очереди в детские сады и пробки на дорогах города – две крайне острые проблемы практически всех регионов страны. И Одинцовский район – не исключение. На его примере я и попытаюсь доказать, что стандартные подходы исчерпали себя.
Строительство новых или реконструкция старых детских садов – та самая классика, по поводу которой очень любят спорить местные блоггеры. Решит ли она проблему очередей из нескольких тысяч дошколят и их родителей? Понимая экономику вопроса, можно ответить однозначно – нет. Только для устранения действующей очереди необходимо построить 15 детских садов. При средней стоимости строительства в московском регионе это примерно 2-2,5 млрд. рублей. Зная состояние районного бюджета, могу предположить, что он потянет не больше 2-3 новых объектов в год. А за 5 лет при сохранении нынешних объемов жилищного строительства очередь может удвоиться. Так и будет, как в вечной истории про Ахиллеса и черепаху.
Ограничение ввода нового жилья – тоже не выход. От этого страдает местная экономика, которой необходимы человеческие ресурсы и налоги. Законодательного механизма, обязывающего застройщиков развивать социальную инфраструктуру, нет. Поэтому решение проблемы в поиске и применении новых форматов дошкольного образования. Благодаря Агентству стратегических инициатив в последнее время идет активное обсуждение таких новых форм и, судя по всему, в ближайшее время у них появится правовая основа. Речь идет о семейных образовательных центрах и небольших дошкольных учреждениях прямо в новостройках
Похожим образом обстоят дела с проблемой пробок. Самое очевидное – это расширение действующих транспортных артерий или даже, как предлагают некоторые эксперты, строительство дорог второго уровня. По российскому закону о местном самоуправлении строительство местных дорог – это вотчина поселений, а возможности их бюджетов крайне ограничены. Крупные магистрали находятся в федеральной или региональной собственности, и муниципалитет никак на них не влияет. К тому же представьте, какие проблемы возникнут, когда встанет вопрос о сносе хотя бы одного здания, которое стоит на месте будущей полосы дорожного движения.
Факторов, которые влияют на состояние транспортной проблемы, гораздо больше, чем протяженность и качество дорог. В европейских городах еще в 70-80 годах прошлого века акценты сместились в сторону новых транспортных стратегий. Разумная организация работы общественного транспорта «сшивает» город в единое целое гораздо лучше, чем поступательное наращивание пропускной способности существующих трасс или строительство новых. Новые виды транспорта, мобильные или компактные подземные автостоянки, муниципальные системы аренды велосипедов и автомобилей – все эти решения позволили достаточно быстро снять транспортную напряженность во многих малых и средних городах Европы. Для нас же они пока являются инновационными.
Сами по себе реакционные инновации неплохи. Они помогают почувствовать эффект от реализации новых идей и подходов. Но есть и другой путь – системные инновации.
В отличие от реакционных системные инновации затрагивают сразу несколько областей жизнедеятельности, а не просто решают назревшие проблемы. Они мобилизуют все существующие и будущие возможности для развития власти, бизнеса, гражданского общества, территории в целом.
Некоторое время назад Глава Одинцовского района А.Г.Гладышев поддержали идею создания интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Суть проекта – автоматизировать процессы контроля дорожно-транспортной ситуации, управления транспортными потоками, контроля и управления движением пассажирского транспорта, а также информирования участников дорожного движения и специализированных служб.
Представьте себе, что светофоры будут учитывать реальную транспортную обстановку, в первоочередном порядке пропускать скорую помощь и службы спасения, а пассажиры смогут заранее получать информацию о нахождении того или иного автобуса на маршруте и планировать передвижение по городу.
Быстрое развитие мобильных технологий позволит в скором времени дополнить ИТС возможностью информационного обмена между автомобилями, а также обмена между элементами дорожной инфраструктуры и транспортным средством (например, с целью автоматического ограничения скорости или предупреждения о выезде на полосу встречного движения).
Эксплуатация ИТС за рубежом уже доказала, что они повышают пропускную способность дорог на 15-50%, уменьшают аварийность на 20-40%, а количество нарушений ПДД – в 1,5-2 раза.
ИТС – один из примеров системных инноваций. Убежден, именно они нужны Одинцовскому району, в культуре которого давно заложена ориентация на лидерство и саморазвитие. Новый программный документ должен отражать видение будущего района через 10-15 лет и встраивать в это видение системные инновационные решения.
Следующая статья рубрики «Город будущего – город-интерфейс» уже скоро. Присоединяйтесь к обсуждению в блоге на сайте ssc-1.ru. Нам важно ваше мнение.
Александр Крутиков,
проректор по инновационному развитию
Одинцовского гуманитарного института
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: