При этом есть и запредельно низкие оценки. Почти каждый четвёртый россиянин отдал бы свой голос за Владимира Путина, выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob на прошлой неделе (еще до того, как Явлинского сняли с выборов).
За нынешнего премьер-министра, по данным портала, готово было проголосовать 26% респондентов. Они объясняли свой выбор отсутствием достойной альтернативы этому кандидату. «От добра добра не ищут, революции нам не нужны, нужно поступательно развиваться»; «Человек не обременён капиталом, не замешан в коррупции, имеет вид уверенного лидера. Американцы его боятся — значит, уважают!»; «Скорее, не пойду на выборы, но зря кидать бумажку тоже не хочется. Голосовать, так лучше за победителя», — комментировали они.
Сравнивая результаты Superjob.ru с данными ВЦИОМа от 20 января, отметим: практически по всем кандидатам цифры совпадают с точностью до 1%, с Явлинским чуть больше (6% у Superjob и 1% у ВЦИОМа). Существенная же разница наблюдается только с двумя кандидатами — Владимиром Путиным и Михаилом Прохоровым. По данным предпоследнего опроса ВЦИОМа, у Путина было 52%, по данным Superjob.ru — 26%, тогда как Прохоров по версии ВЦИОМа набирал 2%, а по опросу Superjob.ru — 21%.
Алексей Захаров, директор SuperJob.ru, в беседе с BFM.ru отметил: «По последнему исследованию, которое активно цитируется, практически во все кандидатуры мы попадаем процент в процент с ВЦИОМом, за исключением двух: мы не попадаем в Прохорова и не попадаем в Путина. Прохорову мы даем гораздо больше, чем ВЦИОМ, а Путину гораздо меньше, чем ВЦИОМ. А дальше выборы покажут, у кого точнее. Ни для кого не секрет, что формулировкой вопросов так или иначе можно натолкнуть человека на некий желаемый ответ. Когда мы проводим опросы, мы стараемся избегать подобных формулировок, которые бы приводили к смещению в ответах. Есть некое ощущение, что некоторые социологи, которые оплачиваются действующей властью, они все-таки показывают власти то, что она хочет видеть. И вопрос, хорошо ли это для самой власти?».
Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru — частная организация. По данным руководства компании, себестоимость опросов близка к нулю, так как у портала большая демографическая база трудоспособного населения. Маркетинговые исследования оплачивают заказчики.
Посленовогоднее повышение рейтингов, в частности, Путина политолог Владимир Слатинов объясняет синдромом праздника. «Люди пришли в некое благостное настроение, праздники подействовали расслабленно, люди выпили, закусили, подобрели, и их отношение к власти стало несколько лучше. До этого на настроения сильно влияли события в Москве и результаты думских выборов. Маятник сначала качнулся в сторону более критического отношения к власти, затем он качнулся в сторону более лояльного. Сейчас мы видим некую обратную тенденцию, поскольку все-таки начинает сказывается на настроениях логика избирательной кампании, — сказал Слатинов в интервью Business FM. — Именно сейчас логика предвыборного поведения и Путина, и остальных кандидатов в президенты, начинает играть свою роль. Если посмотреть на те цифры, которые сейчас нам предъявляют основные социологические службы, они пока не дают однозначной уверенности Владимиру Путину и Кремлю относительно его победы в первом туре. А что касается того, сколько кто дает, действительно есть точка зрения, что ВЦИОМ более ориентирован на администрацию президента, ФОМ несколько более независим, а «Левада- Центр» сильно независим. Но это все из области предположений или каких-то эксклюзивных знаний».
Верю, не верю
Специально для BFM.ru Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru выяснил степень доверия россиян к опросам общественного мнения по политической тематике. Опрос проводился 26-27 января 2012 года, размер выборки: 1600 респондентов в 202 населенных пунктах России. «Нет» ответили 63% респондентов, утвердительный ответ дали 17% россиян и 20% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Глава ВЦИОМа Валерий Федоров не рекомендует сбрасывать со счета роль соцопросов, экзит-поллов и рейтингов кандидатов.
«Есть два аспекта влияния соцопросов. Первый — влияние на самих людей. Не секрет, что у нас значительная часть телезрителей, читателей газет интересуются результатами соцопросов. Это нормально. Интересуются они и рейтингами тоже. Вопрос в другом: меняют ли они свое поведение под влиянием этой информации или нет? Юрий Левада, один из руководителей ВЦИОМа, задавался этим вопросом в свое время и пришел к выводу, что от одного до двух процентов избирателей в принципе могут изменить свое мнение и свой выбор под влиянием таких данных. Второй — это воздействие наших рейтингов на стратегии кандидатов, на то, как они ведут свою кампанию, с какими месседжами обращаются к избирателям и так далее. Да, такое влияние, безусловно, есть. Рейтинги — это единственная система координат, в которой находятся политики, причем это не российская специфика, это специфика электорального процесса во всех странах мира. И это абсолютно нормально», — считает Федоров.
Разница в один процент определит количество туров
Между тем, разница в данных социологических опросов всего в один процент очень важна, сходятся во мнении социологи и политологи. Так, например, 37% от числа всех опрошенных — это менее половины при пересчете на прогноз голосования, а рейтинг кандидата в 38% — уже более 50%, что позволяет избежать второго тура голосования.
Политолог Станислав Белковский полагает, что рейтинг Путина в 38% примерно соответствует действительности. По его данным, Кремль ставит задачей победу Путина в первом туре с результатом в диапазоне 52-55%.
«Кремлевское фальсифицирование гораздо более обязывающее, чем иностранное, — говорит Белковский в интервью BFM.ru. — Когда ВЦИОМ говорит о том, что у Путина рейтинг 52%, он фактически подгоняет результат под заранее известный ответ, что Путин должен победить в первом туре. За счет политтехнологических средств его рейтинг качественно не увеличивается, ну, может быть, на несколько единиц процентов. Электорат Путина исчерпан, и это ставит перед Кремлем задачу побороться за 15-17% голосов на выборах 4 марта для обеспечения победы Владимира Владимировича в первом туре. На этом фоне разворачивается социологическая война, и «Левада-Центр» здесь оказывается под боем».
Однако, замечает Белковский, «социология является далеко не исчерпывающим инструментом познания общественно-политической реальности, потому что она содержит в себе ряд подвохов».
Во-первых, ответы респондента очень зависят от формулировки вопросов. И даже очень незначительная корректировка этой формулировки может приводить к драматическим результатам социологического исследования. Во-вторых, по мнению политолога, «в полузакрытом обществе, каким является нынешнее российское, респондент нередко воспринимает социолога как полицейского агента власти и отвечает не то, что он думает на самом деле, а то, что, с его точки зрения, власть хочет от него услышать».
Он резюмирует: «Формально 5 марта прав окажется ВЦИОМ. Путин получит столько, сколько ВЦИОМ ему «нагадал», но фактически прав останется «Левада- Центр», поскольку он дает реальные цифры без учета вброса.
Выборы обойдутся в 22-27 млрд рублей
Выборы президента РФ обойдутся федеральному бюджету дороже, чем парламентские. Если в декабре прошлого года на выборы депутатов Госдумы было потрачено 7,1 млрд рублей, то сейчас потребуется от 22 до 27 млрд рублей.
Большая часть этой суммы будет потрачена на установку веб-камер на участках в ТИКах, а также на организацию видеотрансляции — по предварительным подсчетам, это обойдется в 10-15 млрд рублей.
ЦИК на подготовку и проведение выборов президента получит около 12,1 млрд рублей. Эта сумма была озвучена ЦИКом еще 8 декабря прошлого года. Региональные избирательные комиссии могут рассчитывать на 11,9 млрд рублей. В самом ЦИКе останется 99,8 млн рублей. Минобороны, ФСБ и МИД (для организации голосования за рубежом) получат примерно 73 млн рублей.
С учетом того, что Центризбирком утвердил 112 млн бюллетеней, то на каждого потенциального избирателя приходится в этой кампании 240 бюджетных рублей. Голоса за депутатов ценились дешевле: всего 63 рубля 39 копеек.
Путин экономит на кампании
На днях Центризбирком обнародовал информацию о размерах избирательных фондов кандидатов в президенты России и о том, кто сколько тратит.
Напомним, что предельная сумма расходов кандидатов из средств избирательного фонда не должна превышать 400 млн рублей, а сам кандидат не может внести более 40 млн рублей.
На счет избирательного фонда Владимира Путина поступило 177 984 750 рублей. Тратит он экономно, сумма уменьшилась примерно на 4 млн рублей, хотя штабы кандидата Путина работают во всех регионах. Сам премьер в отпуск на время избирательной кампании решил не уходить, что тоже минимизирует его расходы.
Больше всего денег в избирательном фонде, как нетрудно догадаться, у миллиардера Михаила Прохорова — 400 000 000 рублей. На сбор подписей у него ушла приличная сумма: 55 600 000 рублей.
Почти все деньги из своего фонда (около 1 380 000 рублей) успел истратить губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев до того, как его сняли с выборов. Лидера незарегистрированной партии «Воля» Светлану Пеунову постигла та же участь: к выборам ее не допустили, а из поступивших в фонд 2 228 535 рублей 65 копеек осталось немногим более 4000 рублей. Все потратили и экс-мэр Владивостока Виктор Черепков, и общественный деятель из Оренбурга Ринат Хамиев, у которых было по полмиллиона рублей.
На сбор подписей, большая часть которых была забракована и стала поводом для снятия с гонки, Григорий Явлинский истратил 40 600 000 рублей. В фонде осталось 2 701 304 рубля 34 копейки.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в избирательный фонд которого было собрано 30 900 000 рублей, израсходовал 26 344 920 рублей 39 копеек.
Председатель ЛДПР Владимир Жириновский собрал 85 млн рублей, а израсходовал 36 061 117 рублей 60 копеек.
По состоянию на 20 января, в избирательный фонд Сергея Миронова, лидера «Справедливой России», средств не поступило.
BFM -эксклюзив http://www.bfm.ru/articles/
фото http://voskresloboda.livejournal.com/22293.html
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: