На этот раз старшеклассникам посчастливилось в очередной раз, поскольку их гостья оказалась не только профессионалом с большой буквы, но и непревзойдённым собеседником. Это замечательный педагог, Заслуженный учитель Подмосковья, ныне советник главы Одинцовского района по вопросам образования Гильда Александровна Ботт.
Вот уже 49 лет Гильда Александровна отсчитывает время «по сентябрям» и по-прежнему вне профессии себя не мыслит. 20 лет она отдала непосредственно школе. Преподавала немецкий язык, а затем ещё и совмещала профессию учителя с должностью директора. Много лет работала начальником Управления образования.
.
«Я, счастливый человек, — призналась она ребятам, — вы не представляете, сколько неординарных, талантливых, и знаменитых людей среди выпускников школ нашего района! В Лесногородской школе училась министр здравоохранения Татьяна Голикова. Актриса Ольга Будина — выпускница 6-го лицея. Кубинскую школу окончил гимнаст Дмитрий Булкин, выигравший золотую медаль на 28-м фестиваля «Cirque de Demain» и ставший победителем «Минуты славы», да мало ли ещё… Мы не можем не гордиться их достижениями, и радостно оттого, что они — наши».
Ведущим программы не удалось усадить Гильду Александровну в приготовленное для неё кресло. Объяснив, что, как и в прежние времена на уроках, ей хочется видеть глаза всех своих «учеников» в том числе и тех, что сидят на «последней парте», встречу гостья провела стоя. По чётким и лаконичным ответам можно было оценить, как любит она своих собеседников и как дорожит их временем.
Заметив, что, как и в любой другой профессии, здесь важно определить себе супер-цель и к ней стремиться, гостья начала рассказ о том, как сама шла к поставленной цели.
Проблем с учёбой у Гильды Александровны никогда не было, а вот с дисциплиной — случались. Не то что бы героиня мероприятия была невоспитанной или озорной девчонкой, совсем нет. Просто, пользуясь неизменным уважением сверстников и тем, что с её мнением всегда считались, она нередко мобилизовала ребят на разные полезные дела. Бывало, что взрослым эти дела казались не такими уж и полезными.
По признанию самой Гильды Александровны, если бы в то время существовала комиссия по делам несовершеннолетних, то за несколькими эпизодами из её биографии вполне могли бы последовать разборки с вынесением на обсуждение подобной комиссии. «К счастью, комиссии не было, а рядом оказывались мудрые педагоги, которые не смотрели на наши «подвиги» как на проделки. Что было вполне справедливо, потому что все они совершались во имя благородных и гуманных целей». А если ситуация тупиковая, то поможет вызов нарколога на дом круглосуточно.
Она быстро усваивала материал, который давался на уроках, и часто отвлекалась, успевая заняться посторонними делами. Нередко учителя, пребывали в растерянности, не зная, что делать с такой шустрой девочкой. Но были и опытные педагоги, прекрасно знающие, куда направить неуёмную энергию и любознательность ученицы, загружая дополнительными заданиями. Она с удовольствием занималась спортом, выступала даже на областных соревнованиях и по спортивной акробатике имеет первый взрослый разряд. Любила волейбол. А вот успехи в лёгкой атлетике приносили одни огорчения: «Помню, в школе торжественная линейка, последний звонок, а мне нужно ехать на районные соревнования по лёгкой атлетике. Было очень обидно. Или в институте, например, хотела заниматься гимнастикой, а пришлось лёгкой атлетикой, потому, что хорошие результаты в этом виде показала».
Гильда Александровна особенно подчеркнула, что никогда не конфликтовала со своими родителями. И своим собеседникам посоветовала поступать так же: «Мамы опытнее и мудрее нас, и желая добра, хотят оградить нас от неприятностей, уберечь от каких то вполне очевидных ошибок. Но в то же время я уверена, что ни один человек не вырос, не набив своих собственных «шишек»».
Мечта стать учителем пришла к ней в 8-м классе. Гильда Александровна до сих пор переписывается с учительницей, «заразившей» её любовью к профессии. Почему выбрала немецкий язык? Вполне логично, потому что родом она из поволжских немцев, Её предки в числе других немецких колонистов были приглашены осваивать Поволжье ещё при Екатерине II. В их семье говорили на двух языках, хотя семья была самая обычная. После окончания поселковой школы с первого захода поступила в Ярославский пединститут и закончила его с отличием. На четвёртом курсе провела первый свой урок, подготовленный с учителем-наставником, а с пятого курса Гильда Александровна уже самостоятельно работала в сельской школе.
«Перед первым сентября я неизменно видела один и тот же кошмарный сон. Я веду урок, меня никто не слушает, да ещё вдобавок инспектор сидит. Многие мои коллеги говорили, что время от времени им тоже такое снится», — призналась Гильда Александровна.
Она выделила три «золотых правила» учителя. «Основное и самое банальное, без которого никак нельзя, — это любить профессию и тех, кого хочешь научить. Второе — это знание предмета. Дети уважают профессионалов. И ещё они очень чувствительны к несправедливости. Учитель должен быть строгим, но и справедливым».
На вопрос об отношениях с коллегами, ответила просто, что к всенародной любви никогда не стремилась, просто честно делала своё дело. «Сама я любила и люблю людей, с которыми работаю. Наверное, у меня имидж строгого руководителя. И отругать могу, но унизить — никогда. А вообще начальник не может нравиться всем. Если это так, то стоит задуматься, это не совсем нормально».
Поскольку в зале, в основном, находились ребята, которые собираются выбрать профессию педагога, их интересовали также вопросы оплаты труда учителя и перспективы, которые они смогут иметь. Гостья честно ответила: «Педагогический состав района сильно «повзрослел». Чтобы привлечь в профессию молодёжь, индексация оплаты труда учителей происходит постоянно два раза в год. Средняя зарплата в сентябре составляла 25 тысяч рублей, с января этого года — это уже 30 тысяч рублей».
В заключение встречи она подытожила: «Я до сих пор не представляю себя вне системы образования. Может, вы слышали про синдром профессионального выгорания. Наверное, дело здесь не только в том, что каждому отмерена своя планка, но также в темпераменте и целевой установке. Я не охладела к своей профессии до сих пор. Как и прежде, люблю детей, люблю следить за глазами своих учеников. Ведь вы заряжаете нас своей энергий. А с учётом того, что средний возраст школьного коллектива не бывает старше 15 лет, я по-прежнему ощущаю себя не более, чем на 20!»
Ирина КОМЕЛЬ
Фото автора
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: