В своём коллективе она не только самый старший по возрасту сотрудник, но и самый опытный, поскольку из 69 лет, которые она отметила этим летом, 50 отдано школе и детям.
Любовь Петровна приехала в Одинцовский район в Зайцевскую санаторно-лесную школу-интернат для детей с проблемами здоровья в 1962 году по распределению Мособлроно. Получив специальность учителя начальных классов в Серпуховском педучилище, она поступила на вечернее отделение филологического факультета Московского пединститута имени Крупской, где, став педагогом, продолжала учёбу. В Зайцевской школе она проработала сорок лет, пока учреждение окончательно не перепрофилировали в детский дом. За всё это время школа несколько раз меняла профиль, а вместе с ним изменялись и требования к сотрудникам коллектива. Хотелось соответствовать. Приходилось перестраиваться, повышать профессиональный уровень, а заодно и получать дополнительные знания смежных профессий. Так, проработав десять лет учителем русского языка и литературы, Любовь Петровне пришлось вспомнить и свою первую специальность. Школа была реорганизована во вспомогательную коррекционную школу-интернат, потребовались учителя начальных классов, да к тому же со специализированным дефектологическим образованием. Снова пришлось ездить на учёбу в столицу. На этот раз получать специальность дефектолога, а за одно изучать новые стандарты начальной школы, — за десять лет много воды утекло.
В 96-м году Зайцевская коррекционная школа стала детским домом-школой для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И этот участок пути, Любовь Петровна вспоминает как самый тяжёлый, уточняя со вздохом, что эти годы её состарили как ни какие другие. «Что мне рассказывали ученики о своей до детдомовской жизни, вспоминать страшно. Понятно, что досыта никто из них не ел, собирали хлебные корки, многие росли как волчата, некоторые до шести лет не умели ходить, плохо разговаривали. Однажды, одна девочка не дошла на мой урок. Мы с воспитателем в ужасе оббежали всю территорию, и, в конце концов, случайно нашли её за баней в мусорном баке, где она, невзирая на зловоние и грязь, спокойно играла. Ребёнок не хотел учиться, искал уединения, боясь до паники, что на неё будут кричать.
По оценкам медиков эти дети были здоровы, но их психическое состояние настолько пострадало, что вернуть их к хоть сколько-нибудь нормальному восприятию жизни, стоило огромного труда. Массовую общеобразовательную программу они, конечно, не тянули. Вы не представляете, как надо было выкладываться, чтобы научить их даже самым элементарным вещам. Но результат всё-таки был».
Да и разве не награда за труд и терпение то, что многие интернатские ученики Никитиной, окончив школу, стали полноценными, самостоятельными людьми, получили специальное, а некоторые даже высшее образование? И до сих пор с огромной радостью делятся с любимой учительницей своими успехами. Практически все девочки вышли замуж. Выросла и та ученица, что первоклашкой сидела в мусорном баке. Она тоже получила специальность, работает, у неё семья.
Так случилось, что из учеников Никитиной вышел и известный актёр — Василий Лыкшин. «Талантливый был мальчик, отличался феноменальной памятью и литературными способностями», — вспоминает Любовь Петровна и до сих пор хранит его сочинения и творческие работы. Жизнь Василия после школы стала притчей во языцех, яркой, но короткой. Его талант был замечен. Молодой человек успел сняться в трёх сериалах и трёх фильмах, причём в трёх из них в главных ролях. Он даже был удостоен американской премии «Young artist awards» — своеобразного детского «Оскара». Были у актёра и многочисленные поклонники. К сожалению, в 22 года его не стало — внезапно остановилось сердце.
Вот только каково давалось становление этих ребят, вряд ли кто расскажет. «С семи лет я курил и пил водку», — откровенничал Василий Лыкшин в одном из интервью. Кроме того, если будущему артисту, что-то не нравилось, он мог на уроке запустить в учительницу чем-нибудь тяжёлым, например, табуреткой. Собственно, потому Любови Петровне и достался его класс. Все учителя от них отказались, а она отважно взяла. Как-то ей удавалось отыскивать тропки к детским сердцам. И новые ученики полюбили её, также горячо, как любили все предыдущие и последующие. На вопрос как она сумела завоевать их расположение, отвечает, что очень любит детей, до фанатизма любит свою работу, а потому очень хотелось их научить.
Наверняка, сказалось и призвание. В том, что у Любы Никитиной талант прирождённого педагога, её сумели убедить одноклассники. Она ещё и не думала, что станет учительницей, а все друзья знали, что никто не способен объяснить пропущенный или просто трудный материал также просто и доходчиво как Люба. И за помощью всегда обращались к ней.
«Как справлялась? Запасалась терпением. Искала подход к каждому ребёнку. Дети из детдома в большинстве своём учиться не хотели. Размышляла, как заинтересовать? Находила в каждом то, за что можно похвалить. У одного почерк красивый, другой к математике способный, третий наизусть хорошо читает. Бывало, стоишь перед ребёнком и вся чуть ли на изнанку не вывернешься, только бы не показать, что недовольна им. Всё время что-нибудь придумывала или даже отвлекала: «Ой, Вась, какие у тебя реснички длинные, а давай вот эту буковку пропишем». А, ещё, старалась повысить самооценку, особенно у самых нерадивых учеников. Дашь, такому ребёнку несложное поручение и пояснишь, что это потому-то очень ответственное задание. Глядишь, мальчишка старается. Что-то получалось, что-то не совсем, но в глазах-то уже интерес появлялся. И это самое важное. А потом, я же и сама мама, — пыталась окружить детей заботой, пекла им пироги, дни рождения справляла».
К слову, своей семьёй Любовь Петровна очень гордится. Никитины воспитали отличных сына и дочь, дождались и внуков. Что удивительно, взрослые члены семьи, имея кто два, кто три высших образования, все (включая зятя) освоили профессию педагога. Муж работает в московском колледже. И дочь пошла по стопам родителей. Никто из них и предположить не мог, что сложится такая династия.
В 2002 году Детский дом отделили от школы. Школьников перевели в Ликинскую школу. Любовь Петровна перешла туда вместе со своими повзрослевшими учениками, и снова стала преподавать русский язык и литературу. В 2006 году получила ещё одну специальность — эксперта по ЕГ, освоила ПК. Представляете, в 63 года после работы ездила в Москву на курсы? Осваивать компьютер ей помогала и дочь.
Третий год Любовь Петровна трудится в Дубках. С открытием новой школы, здесь остро нуждались в специалистах, а ей оказалось удобно сюда добираться и к дому поближе.
В коллективе Любовь Петровну очень любят и ценят за опыт и за лёгкий характер, она же, если что, и работе и по хозяйству совет может дать.
Руководство тоже вниманием не обделяет. Одних только почётных грамот от главы района, глав сельских поселений, Мособлроно и Гороно у неё целая стопка. В 2007 году приказом минобрнауки Никитиной присуждено звание «Почётного работника общего образования Российской Федерации». А родительский комитет «учредил» специально для неё медаль «За доброе сердце», — только бы не оставляла детей.
Она и не оставляет, — взяла четыре класса. Только вот от классного руководства с этого года решила отказаться. «Родители, конечно, осаждают, уговаривают, — делится Любовь Петровна. «Да я и рада бы, но сами понимаете, — уже тяжело, возраст. А совсем уходить из школы пока не хочется, привыкла быть с детьми. Вот и время сейчас у меня для работы и творчества благоприятное — собственные дети выросли, внуки пристроены, ну что же дома-то сидеть? Я так от безделья с ума сойду. Пока силы есть, хочу поработать!»
Ирина КОМЕЛЬ
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: