Продолжая тему городских топонимов, начатую Александром Лычагиным известной в определенных кругах одинцовской «Шоколадкой» http://www.odinews.ru/obschestvo/22162/ , но, кстати, мало кому знакомой в старой части нашего города (районы улиц Северной, Бирюзова, Жукова, Молодежной, Садовой и б-ра Новоселовой), хочу обратить ваше внимание на один из самых древних микротопонимов Одинцова — «Крейсер», он же «Дом колхозника», он же «Съезжий дом».
Все это — названия восьмиподъездного девятиэтажного жилого дома №18 на бульваре Любы Новоселовой, что с середины 70-х годов прошлого столетия наблюдает за жизнью города, находясь в самом его сердце. Сразу же хочется отметить, что в Одинцове «Крейсер» только один, в отличие от некоторых российских городов, где кораблями или крейсерами принято называть все длинные дома, вроде того, как у нас принято называть башнями все высокие одно- или двуподъездные жилые блоки (эта тема также обсуждалась на форуме «Городские диалекты»)
Одинцовский «Крейсер» уникален еще и тем, что это — не единственное его «народное» название. Об этом и многом другом я узнала из рассказов старожилов городского гиганта.
Пенсионер, назвавшийся Иваном Никитовичем Промским:
— В наш новый дом мы заселились зимой 1975-1976 года, сразу же после его постройки. Тогда уже стояли эти три кирпичные башни (показывает на «Дворянское гнездо», о котором стоит отдельно рассказать в следующий раз), а в округе кроме них были одни пятиэтажки да карьер и болото на том месте, где сейчас все эти спортивные комплексы и стадион. В карьере, помню, мальчишки еще раков ловили. Квартиры в доме хорошие, чешской планировки. Но давались они разным людям, не только полковникам, как я тогда был, и не только со Власихи (военный городок ракетчиков возле Одинцова – прим. автора) – некоторые переехали из пятиэтажек с улицы Северной и бульвара Новоселовой. Поэтому дом сначала называли «Съезжий дом». А за то, что он такой длинный, люди до сих пор зовут его «Крейсером». Но кто первый дал нашему дому такие названия – сейчас уж никто и не знает.
Екатерина Федорович, бухгалтер:
— Дом назвали «Крейсер», потому что был единственный большой и длинный в городе, и народу напоминал корабль. Строился он солдатами для Власихи, для генералов и командного состава воинской части ракетных войск. Мы, кстати, только 10 лет, как не принадлежим КЭЧ Власихи. Изначально дом задумывался только для командующих и генералов, поэтому квартиры здесь планировались огромные, по две на лестничной площадке, это более 100 метров — по тем временам это было очень круто. Но при дележе квартир — все хотели тут жить — случился скандал, который дошел до самого "верха" и велели генералам такие огромные квартиры не давать. Поэтому квартиры были разбиты по четыре на площадке, и больше половины из них получили обычные военные и просто работники власихинской воинской части. Здесь много совершенно обычных гарнизонных военных, которые всю жизнь мотались по стране. Ну и генералы, конечно, тоже есть, по крайней мере, были. Коренных жителей сегодня почти не осталось. В доме нет однокомнатных квартир, только 2-х,3-х и 4-хкомнатные. Интересно, что строительство тех квартир, которые были для генералов, они каждый сам себе контролировали лично, поэтому они очень добротно сделаны, а те квартиры, которые были для простых военных — все разворованы. У нас, например, в стенах вместо утеплителя были телогрейки — мы обнаружили это при ремонте. Всё боялись найти замурованного прапорщика. Еще забавно: при постройке дома упала стена, которая со стороны подъездов. Ставили заново.
Пенсионерка Капитолина Нефитовна Погорелко из первого подъезда «Крейсера»:
— Ну «Крейсер» — потому что длинный дом, один такой был. А еще его «Домом колхозника» окрестили сначала — наверное, за то, что здесь на первом этаже, кроме прочих, были еще хлебный и овощной магазины. В дом мы въезжали самые первые. До этого жили с семьей на Власихе, муж был подполковником и замполитом узла связи. Квартиры здесь давались в основном командующему составу и участникам войны. Вот в нашем подъезде жили два генерала, но сейчас все уже умерли. Вообще, мало у нас осталось мужчин, но если вам интересно – на лавочке у нашего подъезда каждый день в пять вечера, если хорошая погода, собираются деды-старожилы, вот они вам и расскажут все о нашем доме с удовольствием.
Впрочем, рассказов мне уже было вполне достаточно…
Беата Котова
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: