И ничего, что воровство выявляется лишь в отдельных случаях, а по остальным вопросам не проверятся ни экономическая обоснованность требований, ни принятие на себя приписываемых обязанностей, т.е. в большей части утверждения голословны. Все утверждения укоренились, суд отдыхает.
Странно, что никто превентивно не разоблачает жуликов, будто нет у нас правоохранительных органов, экономистов, бухгалтеров, сметчиков, аудиторов, депутатов. Есть? И зная, с кем жители имеют дело, все они ждут, когда тех облапошат, чтобы потом смаковать в СМИ, какие эти жулики изворотливые? Если никто об этом не задумался, то беда с ЖКХ у нас далеко не главная…
Возникли «телесуды» с игнорированием объяснений «обвиняемых», дилетантскими комментариями за кадром, «высокохудожественной» обработкой голоса для выставления дураками и т.д. Это пробуксовка правовой системы в части защиты чести добросовестных исполнителей и правил определения вины.
Факты плохой работы отрицать нельзя, но почему бы объективно не разобраться, в чем истинные причины, а не повторять: они плохо работают потому, что плохие. Это всеобщий примитивизм, зомбирование? Пока результат напоминает поговорку: скажи человеку сто раз «свинья», он захрюкает.
Газета не методичка, но вдумчивому читателю достаточно понять общие подходы, и он сам сможет разобраться. В каждом доме живут профильные специалисты, которые могут подтвердить правильность рассуждений и помочь оценить потребности жителей. Пока эту задачку ещё никто не решал.
Итак, от разговоров к делу. Мы знаем, что в жизни и экономике все взаимосвязано. Цены на услуги ЖКХ зависимы и определяются ценами составляющих этих услуг. Сначала нужно определить перечень, объем и периодичность нужных жителям услуг и оценить каждую в текущих ценах. Нужно учесть всё.
Понятно, что у жителей нет данных по составляющим цен тепла, воды, канализации, газа и т.д. Тут придется довериться Топливно-энергетическому Комитету и Министерству экономики Московской области. И хотя рост этих цен тоже вызывает неудовольствие, вряд ли кто заподозрит в непрофессионализме эти органы. А вот нормы потребления — это архаизм. Платить надо по счетчикам, но если их нет, включим их в потребности дома? В росте цен привыкли винить управляющие компании, но ресурсы часто поставляются другими. Это разные «кошельки», и их нельзя путать. Без оплаты жителями услуг просто не будет.
Больше вопросов с «содержанием и ремонтом». Ремонты долго не делали и все уверены, что они оплачены, а деньги украли. Но это в прошлом. Уже накопились новые потребности, копиться они будут и далее, и платить за это в будущем всё равно надо. Пока милиция, а позднее полиция и суд, по заявлениям жителей будут искать украденное и устанавливать воров, нужно подготовить объем работ, смету и сумму по ЖК РФ разделить по площадям на всех.
Фарисейское название «содержание» означает ежедневное обслуживание, и надо понять, сколько человек должны работать на жителей дома и какая у них должна быть зарплата, чтобы любого работника можно было уволить, а пятеро бы уже стояли в очереди. Только так можно добиться качества.
С зарплаты производятся отчисления, а ещё нужны материалы, запчасти, спецодежда, инструмент и т.д. Надо считать, сколько будет нужно кранов, болтов, прокладок, бензина, ключей, халатов, мётел, труб, лампочек, учесть НДС и т.д. Трудно? Конечно! Значит, в затратах на управление нужно учесть зарплату хорошего нормировщика, экономиста, а то напутают. Но об этом потом.
Можно заложить некую сумму, например, на 2 коробки ламп. Но если сгорят или своруют — ходите в темноте конца года, чтобы заложить сумму на 3 коробки, или копите деньги. Накопили, а они подорожали! На их цену ЖК РФ не распространяется. Купите 2/3, а не 1 коробку, и оправдывайтесь, где деньги.
Так можно сделать для каждого изделия или предусмотреть общую сумму на всё. Но как быть в том случае, если придется купить сварочный аппарат и денег не хватит на те же лампочки? А в производстве задачки сложнее бывают.
Тут не угадаешь — то подвал зальет после сброса в канализацию картофельных очисток, то потребуется оплатить экскаватор или какую-нибудь выдуманную «наверху» внеочередную сертификацию. А может, вообще жить без резерва? Дешевле. А зальет — собирать деньги, зато будет ясно, кому и сколько!
Переставить лавочку, скосить траву, завезти песок в песочницу, обрезать ветви дерева, стучащие в окно, составить акт на соседа, дать каждому по экземпляру годового отчета — всё стоит денег, и нужно определить, что будет услугой, оплаченной в составе тарифа, а что будет дополнительной работой, не предусмотренной в нем, и оплачиваться отдельно. Сколько платить за уборку дорог, сосулек, снега, ведь объем работ меняется. А если кончатся деньги?
Запутались, устали? Нет-нет, не уклоняйтесь. Если не сформируем «коммунальное меню» по принципу «чего изволите», не поймем запросы, не оценим потребности, не сравним их с тем, что платим, то ни в чем не разберемся и ничего не добьемся. А может, никому это не надо? Если надо, продолжим.
Есть затраты на управление. Снабженцу и юристу, завскладу и мастеру, бухгалтеру и директору нужны факсы, компьютеры, программы, бумага, канцпринадлежности, оплата аренды, интернета, телефонов, разных аттестаций и т.п., и все они должны получать зарплату. Снова всё суммируем.
Пролетарское «посокращать всех нах…лебников!» не пройдет. Даже сантехники без бригадира не работают. Чтобы выдавать справки, паспорта, принимать заявки, считать квартплату, выходить на обследования, вести документацию по лифтам, по дому, оформлять его готовность к пуску тепла, лицензии и т.д., нужны люди. Зачем их столько, можно сказать, лишь зная объемы всех расчетов и отчетности и ещё все организационные и управленческие функции, а их около 50-ти! Кто-то может их перечислить? А иначе система будет давать сбои.
И ещё, за год выйдут ценные указания разных ведомств, которые предусмотреть невозможно. То юрлицо перерегистрировать, то лицензию обновить, то в СРО вступить, то аудит провести, то выставку, то обучиться, то для раскрытия информации сайт создать. Не выполнить «нийзя» — прокурор «ай-яй-яй»! Что ему и законодателям, если в тарифе на это денег нет!
Сегодня грамотен не тот, кто знает объективные законы природы, физики, экономики, а кто изучил законы, выдуманные людьми. Нестыковка с реальностью ведет в тупик. Как невозможно и нет денег, раз написано? Заметьте, где нет экономической возможности, сразу появляются обвинения в бездушии, халатности, неумении, другие инсинуации или пустые призывы.
Если изолировать всех юристов от общества, за слова «должно быть так, поскольку это написано в законе» сажать в тюрьму, давать калькулятор и держать, пока не будет обоснована экономическая возможность выполнения написанного, а потом направлять в ЖКХ для внедрения расчетов на практике, глядишь, жизнь и наладится. Надеемся, всем ясно, что это гипербола?
Казалось бы, простая последовательность: оценить, поторговаться, заключить договор, оплатить (или убедиться, что это положено оплатить и оплачено из иных источников), проверить, потребовать, применить санкции, если что не так. Но нет, этот алгоритм жители начинают с конца — потребовать и наказать.
Уже понятно, что нельзя считать лишь доходы и «на пальцах», крича: неужели этого мало! Что издержки высоки из-за старых технологий, нарастающего физического износа, при которых оказывать услуги т.н. «надлежащего качества» невозможно, но никто не думает, что делать, а продолжает винить ЖКХ.
Кое-что можно улучшить, но тогда, как на домофон, нужно собрать средства, истратить их, отчитаться, а что этот процесс неблагодарен, знает тот, кто им занимался. Надо побегать, а пока соберёшь деньги, цены изменятся и обвинят в их присвоении. Даже своим, «из народа», жители не верят, что уж говорить о том, чтобы отдать что-то сверх тарифа в ЖКХ! Вот и топчемся на месте.
Собрав все потребности, надо понять, смогут ли жители их оплатить и далее сопоставить с суммами, запрашиваемыми предприятиями ЖКХ по каждой из услуг. Разница покажет, где воруют, а где придется урезать аппетиты жителей, а не ЖКХ. Теперь вопрос для «старших классов»: почему граждане не имеют средств на оплату услуг и мероприятий по снижению издержек? Ведь это их потребности, а требовать можно лишь то, на что у тебя есть деньги.
Что ещё нужно для знающих арифметику, чтобы, затратив некоторые усилия, раз и навсегда узнать, что оплачивать и почём, и прекратить пустые разговоры и необоснованные требования? Чтобы понять, что за рубль нельзя требовать и получать услуг на два и почему нам платят мало и потом ищут, как оказать помощь вместо того, чтобы дать возможность трудоспособным заработать на все свои нужды? Дать такую возможность — дело государства, а не ЖКХ.
Иным хоть кол на голове теши! Не хотят ни верить, ни проверять, ни изучать баланс, ни считаться с экономикой. Им «всё равно положено», и пусть всё огнем горит, они продолжат требовать. Можно говорить об оптимизации, о перетекании средств от дома к дому, усреднении затрат, подомовом учете, но надо понять, что ЖКХ, как и армию, и другие институты нельзя реформировать лишь извне, не спросив практиков. Нельзя реформировать и только изнутри — тоже ничего не выйдет. Чья точка зрения окажется верной, а кто и при подсказках не хочет думать и уводит от сути, покажет время.
.
.
Алгоритм проверки «грабительской» сущности ЖКХ. Пока не реализован.
.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: