Как-то так получилось, что стереотипные взгляды на ЖКХ, сложившиеся в советское время, перенеслись в рыночную эпоху и привели к подмене причинно-следственных связей, а затем и понятия, что от кого нужно требовать.
Все умеют считать доходы, но каковы расходы, от чего они зависят и что отражают, стараются не знать. Лишь сравнивая то и другое, как в школьной задачке про бассейн с трубами, можно понять, «жирует» ли ЖКХ…
.
.
.
Развенчать миф о «сверхдоходности» ЖКХ можно и иначе. Предприятия — не собственники домов, их имущество, техника морально устарели и изношены, а обновление из-за ограничения тарифа невозможно. Продать жителям акции предприятий — пусть получат дивиденды, а деньги направить на ремонты! Не купят. Нет там дохода (см. рис.). Понять, что капремонт стоит в 10 раз больше, чем вся квартплата, можно по сметам, а без него издержки эксплуатации снизить невозможно. В тарифе нет затрат на ремонт кровли и покраску подъезда, и спорить тут бессмысленно. Квартплата не покрывает всё, что надо жителям.
Подмена понятий очень опасна. Кому нужны ремонты, чистота, услуги? А нормальные условия труда и зарплата? Потребности жителей называют потребностями ЖКХ! Но сколько ни крась подъезд, стены его всё равно «распишут». И пока за перекраску с нас, уважаемые жильцы, не начнут брать деньги, мы не поставим ни домофон, ни камеру, считая, что сохранять дом — не наша потребность, а «потребность ЖКХ».
А ограничение тарифов? Общественное мнение считает это сдерживанием непомерных аппетитов ЖКХ. Но ограничивая тариф, мы в первую очередь ограничиваем возможность удовлетворения потребностей жителей. Представьте, что вам хочется кушать, хороший обед стоит 200 рублей, а из «жалости» к вашему кошельку столовой приказано брать с вас 50 руб. Что из этого получится?
Любая хозяйка знает, что что-то купить она может лишь в пределах имеющихся средств, что стоимость обеда зависит не от нее, а от цен на продукты, но что это справедливо и для ЖКХ, даже в мыслях не допускает. Все обвиняют отрасль, требу¬ют снижения тарифа, где ужато всё, а уменьшать осталось лишь зарплаты менее состоятельных, чем многие плательщики, ра¬ботников ЖКХ. И защитить этих работников некому…
.
.
.
Пенсии и зарплаты многих жителей тоже не позволяют им оплатить их же потребности. Но при чем тут работники ЖКХ? У нас не Запад, и никто из жите¬лей даже не подумал требовать увеличения доходов, чтобы иметь возможность достойно оплатить их труд. В коттеджах, где оплата иная, жалоб на ЖКХ нет, потому что только там, где нормально платят, можно требовать оплаченное.
«Дорого» говорят, когда цена завышена или когда нет денег. Лишь специалист может обосновать сказанное, но голословные утверждения проще. Непонимание ситуации ведет в тупик. Жаль, но заблуждения присущи большинству депутатов, от которых зависит очень многое.
У нас всё дорожает из года в год, при этом тарифы ЖКХ все хотят видеть снижающимися. Как это возможно? Подсказывают: пусть они (ЖКХ) «за свои» внедряют новые технологии, экономят и т.п. Что такое «свои»? Столовой, прежде чем «за свои» купить новую плиту, нужно их взять у посетителей (жителей) в составе цены за услуги. И ещё нужны стимулы, но пока их нет — законодатели не расщедрились. Предприятия ЖКХ без выгоды для себя, чтобы снизить нам тариф, не должны отсылать своих работников «на заработки» на сторону и не обязаны развивать и тратить на нас доходы от других видов деятельности.
Ряд составляющих тарифа предприятие ЖКХ снизить не может. Это обязательные затраты — налоги, отчисления, плата за сторонние услуги, за ресурсы, лицензии, разрешения и т.п. Цены на материалы все время растут, ресурсы и энергия дорожают быстрее, чем тарифы ЖКХ, оставляя из-за ограничений все меньшую долю тем, кто оказывает услуги на местах. Тариф утверждается на год, но рост цен, неплатежи, вандализм, аварии — и к концу года накапливается дефицит средств, значит, будет что-то не доделано (см. первый столбик на рис.).
И в авариях из-за износа под влиянием времени нет вины ЖКХ. Это приписывают им бес¬контрольные в наложении штрафов разные надзорные органы, по заявлениям и под предлогом защиты интересов жителей отнимающие у предприятий на свое содержание деньги, предназначенные для обслуживания домов. Больше этих денег жители не увидят. Чаще жалуетесь -на вас меньше остаётся.
Горячо любимого жителями платежа «за всё» в экономике нет. Если рентабельность ноль, значит, услуги ЖКХ равны себестоимости, и экономить просто не на чем! Говорить о неэффективности хозяйствования можно, но лишь со специалистами. Остальным надо признать, что услуги этого объема и качества на этом оборудовании стоят столько, сколько мы платим. Несогласным надо искать более «дешевое» предприятие ЖКХ или создать ТСЖ и испытать всё на себе.
Предприятия ЖКХ выкручиваются, выживают, выслушивают незаслуженные обвинения. Дилетантские телепередачи поднимают на теме свои рейтинги, вместо поиска решений провоцируя конфронтацию. Нельзя ЖКХ хвалить, но и так относиться нельзя. Специалисты со мной согласятся, им давно всё понятно.
Что «англичане ружья кирпичом не чистють», Левша так и не смог доложить царю. Это наша традиция. Что известно «внизу», добирается «наверх» с большим опозданием, но уж лучше поздно… Пять-семь лет — это не срок благоденствия до катастрофы. Она не одномоментна, а как дистрофия, давно протекает и проявляет себя там, где процент износа основных фондов выше. Раньше бы понять!
Жилищный Кодекс несовершенен, и следуя ему, многие пытаются переложить все затраты на граждан. Они — на ЖКХ, т.е. на уборщиц и сантехников, работающих там, как на своих должников. А тут ещё закон об энергосбережении, требующий роста платежей! Хоть бы депутаты поняли, что ни один закон, не учитывающий экономики, не может быть полностью выполнен.
Услуги ЖКХ будут дорожать столько, сколько будут расти все их составляющие. Сегодня «экономически обоснованные» цены на услуги ЖКХ не опережают, а догоняют реальную себестоимость услуг. Пока в дома и инженерные объекты нет внешних вливаний, за счет тарифа ждать серьезных улучшений бессмысленно, что подтверждает опыт безуспешных многолетних требований.
Мы по-советски пытаемся чего-то «добиться» и не пони¬маем, почему этого не удается. Но в рыночной экономике «добиваться» нельзя, можно оплатить и получить. Можно сохранять стереотипы, стоять на своём и требовать, требовать, а можно взглянуть правде в глаза, оценить ситуацию, скоординировать действия и в указанные сроки постараться справиться с общей проблемой. Выбирайте!
.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: