Иногда в жизни случаются такие значительные события, которые не тускнеют в памяти долгие-долгие годы, оставаясь в истории страны, а то и всего мира. Все происходившее в тот день человек запоминает до мельчайших подробностей: даже в чем был одет.
Именно таким днем полвека тому назад стал прекрасный весенний день 12 апреля 1961 года, среда, когда ликование было всенародным…
.
.
.
.
Событие, о котором хочу поведать, застало меня в Баку. Шел к концу мой пятый учебный год в качестве сурдопедагога республиканской школы для глухонемых детей.
Погода установилась теплая, солнечная. Наш огромный прекрасный школьный сад весь в цвету! После второго урока большая перемена. Ученики с удовольствием резвятся на воздухе под присмотром дежурных учителей.
Красивое добротное четырехэтажное здание школы-интерната соседствует с точно таким же по проекту зданием, принадлежащим медицинскому институту. (Кстати, оба выстроены на совесть пленными сразу после окончания Великой Отечественной войны). Учителя частенько забегали к соседям в буфет за чем-либо для дома. Вот и я в то утро заскочила туда же и попросила десяток яиц и полкило сосисок. Как же все это помнится! Едва расплатилась, как любезная продавщица поднесла палец к губам, указав на простенький репродуктор, висевший в углу на стене.
— Какое-то важное сообщение, — почему-то шепотом произнесла она.
И тут же, как во время войны, послышался знакомый голос Левитана: — Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС…
.
.
.
В маленьком помещении институтского буфета нас только двое, но показалось, что раздвинулись стены, когда продавец повернула регулятор громкости и замерла в напряжении. Я тоже вытянулась в струнку со своими двумя кулечками в руках…
Мы дети войны, с особым трепетом относились к могучему голосу известного диктора, знали все его оттенки. Сейчас Юрий Левитан не скрывал своей радости.
Затаив дыхание, мы слушали о первом в мире полете человека в космическом пространстве. От неожиданности и искреннего волнения не все сразу доходило до сознания.
Выведен на орбиту корабль «Восток» с человеком на борту.
Нас охватывает гордость от этих слов — наш советский человек первым в мире преодолел земное притяжение!
— Летчик… космонавт, — слышим мы, — майор Юрий Алексеевич Гагарин…
Майор?! Мне, двадцатишестилетней, представляется солидный немолодой пилот, а он оказался веселым, улыбчивым молодым человеком, всего на год старше меня.
.
.
.
За те 108 минут, что Гагарин провел на орбите, ему успели присвоить звание майора — досрочно, через ступень.
Позже Юрий признавался: «Очень жалею, что не походил капитаном — самое красивое звание».
Восторг, беспокойство — все смешалось .
Скорее бы рассказать учителям, а главное — детям: ведь в нашей специфической школе нет радио.
Перебегаю дорожку между двумя зданиями и оказываюсь на школьном дворе, который, кажется, стал еще просторнее и залит еще более ярким светом.
Подбегают ученики моего класса, смотрят на меня с любопытством, так как по выражению лица понимают, что произошло что-то невероятное.
Глухонемые люди особенно внимательны и чувствительны к тому, что они могут уловить зрительно. По малейшим нюансам способны понять настроение.
Дети подхватывают мои кулечки с покупками, освободив руки для «разговора», и пытливо смотрят, что я им «скажу».
Тут, впервые перед своими учениками, я растерялась…
Как буду объяснять слово «космонавт» ?! Для глухонемых в то время его еще не существовало.
На каждый предмет, на каждое явление в языке мимики и жестов есть определенный знак.
Можно «написать» слово «космонавт» в воздухе дактилологией (пальцевой азбукой), но это не объяснит того, что произошло. Правда, ученики уже знали о земном притяжении, о полетах ракет, но о пилотируемом человеком космическом корабле никто и предположить не мог.
Подходят ребята из других классов, присматриваются, за ними и учителя, интересуются, о чем беседа. Передо мной образовался большой полукруг (у нас и в классах парты были расположены полукругом, чтоб обзор лучше был).
И я должна всем рассказать потрясающую новость, которую только что услышала из сообщения ТАСС, то, о чем знает уже весь мир.
И вдруг…Не знаю, откуда появились эти жесты: сжимаю пальцы левой руки — это земной шар. Поднимаю указательный палец правой — сокращенный, придуманный мной на ходу жест, который должен обозначить человека. Полностью чтоб «сказать» слово «человек, следует указательным и большим пальцами прочертить воздух резко сверху вниз.
Дальше легче: «летчик» (этот жест всем детям известен).
Быстро указательным пальцем делаю движение вокруг кулака, то есть «земного шара».
Прибавляю дактильно слово «космонавт». Вот он облетает земной шар, находясь в ракете (космическом корабле). Он очень высоко, за пределами земного притяжения. Все понятно. Имя, отчество и фамилия «написаны» тоже пальцами.
А вот портрет героя они увидят завтра во всех газетах.
Дети повторяют уже радостно: Гагарин! Гагарин! Космонавт.
Они отдают мои пакеты и весело разбегаются, чтобы теперь сообщить важную новость тем, кто не видел. И передавать известие они будут не из уст в уста, как мы привыкли говорить, а из рук в руки.
Через минуту-две закончится теперь уже не просто большая, а огромная, значительная, самая незабываемая школьная перемена.
Быстро поднимаюсь на второй этаж в учительскую, оставляю свои кулечки в холодильнике и устремляюсь на третий этаж в свой класс.
И вдруг из комнаты отдыха расположенной на четвертом этаже интерната, выходят старшеклассники, проводившие переменку за игрой в шахматы.
Завидев меня, они подбегают, машут руками и оживленно наперебой рассказывают о том, о чем две минуты назад поведала я детям в школьном саду.
Когда глухонемые спешат, пытаясь быстро о чем-то сообщить они употребляют только мимику и жесты, совсем переставая использовать устную речь, хотя мы учим их этому.
Их взволнованный рассказ начинался примерно так:
— Вы слышали?!
(Хоть сами они не слышат, но слово это у них в ходу).
— Вы знаете?!
И тут я обомлела от неожиданности. Их «сарафанное радио» оказалось более совершенным, чем можно было представить.
Указательный палец правой руки старшеклассники энергично вращали вокруг сжатого левого кулака, а в воздухе дактильно выписывали: космонавт… Юрий…Алексеевич…Гагарин.
Находясь в замешательстве, я не могла понять, передали ли младшие учащиеся старшим мои жесты или они существовали уже раньше в таком виде, как мне было подсказано свыше…
Но когда через полтора месяца оказалась в Москве, то и здесь, к моему удивлению, увидела «свои» жесты…
Потрясающую гордость за свою страну испытывал весь наш народ.
Юрий Гагарин стал поистине национальным героем.
Самое удивительное, чего ни в коем случае невозможно было предположить в тот незабываемый день, что много позже наша семья оказалась причастной к большому семейству Гагариных, в связи с чем мы стали нередкими гостями бывшего Гжатска и его ближайших деревень.
А через несколько лет, окончательно вернулись в Подмосковье, своих немчиновских учеников я часто возила вместе с другими учителями на экскурсии в родной город космонавта Юрия Гагарина, когда жива была еще его мама Анна Тимофеевна. Она нянчила внука, сынишку дочери Зои Алексеевны — Алешу. В то время Юрий Гагарин уже трагически погиб. Директором музея первого космонавта работала его племянница — Тамара Дмитриевна Филатова (на фото).
.
.
..
.
.
ФОТО иллюстрации отсюда … и отсюда
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: