.
Александр Лычагин | Одинцовская НЕДЕЛЯ
Во дворце ждали высоких гостей. Нет, не князей, не графов, не царственных особ. Но ждали с огромным волнением. Именно от этого визита зависела судьба финансирования реставрации памятника истории и культуры — главного дома усадьбы Вязёмы, единственного сохранившегося на территории Подмосковья губернаторского дворца, которым более тридцати лет владел герой войны 1812 года, генерал-губернатор Москвы Д.В. Голицын.
.
.
.
Сегодня здесь музей, и даже не просто музей, а целый комплекс, расположенный на землях нескольких поселений Одинцовского района — ГУК МО «Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина».
На выездное заседание Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма Московской областной Думы решать судьбу предстоящей реставрации в усадьбу Вязёмы прибыли председатель Комитета Герой России Лариса Евгеньевна Лазутина, заместитель председателя правительства Московской области Виктор Альбертович Егерев, заместитель министра культуры Московской области Светлана Александровна Анохина, заместитель руководителя администрации Одинцовского района Татьяна Медведева.
Гостей встретил директор музея Александр Михайлович Рязанов. Начал он с подробного рассказа об истории здания, возведенного в XVIII веке в месте уникальном для России — в Вязёмах сохранились усадебные постройки времени Бориса Годунова, а это XVI век. Эти места связаны с событиями Смутного времени, петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 г., Гражданской и Великой Отечественной войнами. Вязёмы хранят память о Борисе Годунове, Лжедмитрии I, Петре I, Павле I, М.И. Кутузове, Наполеоне, Багратионе, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом и многих других значимых фигурах русской истории и культуры. Всего на территории Вязём более 20 памятников истории и культуры. Александр Михайлович рассказал и об истории собственно музея, учрежденного Постановлением Совета министров РСФСР в апреле 1987 года. «А до музея усадьбу Вязёмы занимали 19 организаций!» — подчеркнул директор. Можно себе представить, в каком состоянии музей принимал это национальное достояние… То, что за это время, по историческим меркам — совсем небольшое, сделали сотрудники музея, иначе как трудовым подвигом не назовешь. Усадьба, от которой сохранилось немногое — главным образом стены, превратилась в настоящий дворец, а музей начал принимать огромные потоки туристов. В области по числу посетителей музей-заповедник находится на третьем месте. Здесь бьет ключом культурная жизнь, проходят международные чтения, концерты мастеров искусств, художественные выставки. Археологи музея постоянно совершают какие-то просто потрясающие воображение открытия: то обнаружат остатки знаменитого «Вяземского яма» — места, где иностранные послы дожидались разрешения царя Ивана Грозного на прибытие к его двору, то найдут фундамент сгоревшего в Смутное время дворца Бориса Годунова… Кажется, куда ни ткни — всюду история и русская древность.
.
.
.
Здесь многое сделано «за так и без денег» — сотрудники музея, эти скромные подвижники и энтузиасты отечественной культуры, сами сажают цветники, подшивают шторы и выполняют множество других вспомогательных работ по поддержанию здания и усадьбы в достойном состоянии. Однако когда речь заходит о серьезном ремонте и реставрации — увы, здесь трудом сотрудников и смотрителей музея уже просто не обойтись, нужны специалисты и капиталовложения. Они были выделены — программа реконструкции музейного комплекса предусматривала израсходовать 219 миллионов рублей. Но грянул финансовый кризис, и эти деньги оказались «заморожены». К огромному ужасу сотрудников музея — ведь реконструкция уже началась, оказались вскрыты полы, очищались подвальные помещения. Да, у здания существуют подвалы, которыми никто не пользовался много лет. Они и сами по себе представляют большую историческую ценность, да и территорию музея за их счет можно расширить существенно, увеличив возможности по приему туристов едва ли не вдвое — достаточно перенести многие вспомогательные музейные помещения вниз, в подвал, установить светодиодное освещение, а на освободившихся местах развернуть новые залы экспозиции. Но без финансирования работ не завершить.
.
.
.
А финансирование необходимо просто жизненно. В сентябре 2012 года мировая общественность будет праздновать 200-летие Бородинской битвы, приедет множество туристов, для которых осмотр музея — усадьбы, где останавливались Кутузов и Наполеон, где перевязывали раненного в битве генерала Багратиона, может стать великолепным дополнением в их путешествии из Москвы в Бородино.
Гости осмотрели текущее состояние музея. В связи с тем, что, несмотря на программу реставрации, музей не закрывался ни на один день, увидеть можно все: и только что отремонтированные помещения с уникальными экспонатами, и залы, которые пока ремонта не видели, и хранилища, и подвалы.
.
.
.
После осмотра музея выездное заседание направилось во флигель, где прошло обсуждение планов предстоящей реконструкции. Светлана Анохина и Александр Рязанов показывали схемы, рассказывали и доказывали — на завершение начатых работ, на то, чтобы к предстоящему юбилею Бородинского сражения музей выглядел достойно, жизненно необходимо хотя бы 80 миллионов рублей. Участники совещания согласились с доводами, ни одного голоса «против» не последовало.
Однако последнее слово все равно останется за финансистами правительства Подмосковья и областной Думой — окончательное решение предстоит принимать им.
Виктор Егерев отметил после осмотра музея и совещания:
— Памятник, который мы сегодня посетили — уникальный, единственный в своем роде. В следующем году будет отмечаться 200-летие Бородинского сражения, и как раз эта усадьба, ныне музей — то место, где соприкоснулись великие военачальники Кутузов и Наполеон, ставшие гостями дома над рекой Вяземкой с промежутком буквально в несколько часов. Это история России. Мы обязаны этот памятник не просто возродить, не просто сделать его одним из лучших на территории Подмосковья, а довести его до европейского уровня.
Основная сумма, которая сейчас требуется, чтобы привести в порядок дворец — 80 миллионов рублей. Мы запланируем ее в бюджете следующего года, с тем, чтобы к сентябрю 2012 года дом мог достойно принимать туристов. Но жизнь не остановится на дате 200-летия Бородинской битвы, и я уверен, что вся программа реконструкции усадьбы — на 219 первоначально запланированных миллионов, будет выполнена.
Высказала свое мнение и Лариса Лазутина:
— Искренне жаль, что финансовый кризис так подкосил некоторые программы, которые уже были запланированы. Но положение постепенно выравнивается, и это заставляет нас вновь обращаться к тому, что было намечено сделать. Неудивительно, что первым получит финансирование именно этот объект — не так много у нас в Подмосковье усадеб и дворцов подобного значения, такого исторического богатства. Да, потребуются затраты, но они необходимы, учитывая приближающийся юбилейный год для Бородинской битвы, свидетелем которой стал дворец в Больших Вяземах.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: