Сергей НЕДОРОСЛЕВ / депутат Одинцовского районного Совета
Сложившаяся ситуация в ракетно-космической отрасли РФ, приводит к всё большему отставанию России в области космической деятельности от ведущих космических держав мира, и без принятия решительных мер этот процесс может стать необратимым.
Имеющийся сегодня в России научно-промышленный потенциал, то есть космические НИИ-КБ-Заводы, и основная организационно- административная структура космической отрасли были созданы в советские времена и, были оптимизированы на достижение сформулированных руководителями канувшего в Лету государства целей, в основном, с успехом достигнутых.
С 80/90_х годов прошлого века новых четких и понятных нам всем,
включая специалистов, глобальных целей — нет.
В основном, задачи сегодня ставятся самой этой административно-производственной структурой, сегодня она называется Роскосмос, с целью самосохранения.
Структура не строится и не оптимизируется под Сверх-цель, так как цели нет, как нет и структуры, которая ее бы сформулировала.
Роскосмос – структура уникальная, даже для России.
Роскосмос сам себе ставит задачи, сам выполняет, сам же и контролирует их выполнение, сам расследует причины неудач, занимается регулированием рынка, лицензированием, разработкой и производством космической техники и международным сотрудничеством а так же осуществляет полномочия федерального органа исполнительной власти.
В современных условиях, не смотря на позитивные результаты в области российских средств выведения, то есть доставкой нашими ракетами, в основном не российских науко-ёмких нагрузок,
аэрокосмическая промышленность России выглядит переразмеренной, технически и технологически отсталой, с отсталым корпоративным и административным управлением.
К примеру, с начала 90-х годов прошедшего столетия численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1,5 раза, в то время как состав орбитальных группировок иностранных государств увеличился более чем в 2 раза. Качество российских спутников низкое.
Глобальный рынок продуктов космической деятельности сохраняет тенденцию роста, связанную с возрастающей востребованностью космических средств и услуг на многих свободных рынках, при том, что доля России, в самых больших сегментах рынка, таких как спутниковые коммуникации (100 млрд долларов), наземное спутниковое оборудование (50 млрд долларов) к сожалению, ичезающе мала (менее 3%). Рынок средств доставки не большой (4 млрд долларов) но мы имеем на нем долю в 30%.
Федеральный орган исполнительной власти – «Роскосмос», имеет в своём ведении огромное количество пакетов акций и предприятий разной правовой собственности, и уделяет своё основное время контролю за хозяйственной деятельностью этих сотен предприятий, участвует в процедурах корпоративного управления предприятиями, назначает и увольняет руководителей, а так же исполняет другие многочисленные функции собственника предприятий, что отвлекает его от стандартных, канонических задач, стоящих перед любым национальным аэрокосмическим агенством.
При этом, аэрокосмические НИИ, испытательные и научные центры, такие как знаменитый Исследовательский Центр им. М.В.Келдыша, ЦАГИ, ЦНИИмаш административно отделены, и не являются частью нашего национального космического агенства – Роскосмоса.
Это, конечно, не правильно, так как основные функции национального аэрокосмического агенства это:
— формулирование глобальных целей и задач, как фундаментальных так и прикладных, соответствующих данному историческому периоду
— разработка и представление руководству страны на утверждение программы космической деятельности
— управление программами космической деятельности
— перспективные научные исследования и разработки в аэрокосмической отрасли в интересах Минобороны и гражданского сектора,
которые не могут быть выполнены силами отдельных предприятий, но необходимы всем для существования и развития отрасли
— стимулирование частной инициативы и инновационных предприятий в области космической деятельности
— регулирование рынка космической деятельности
Факт:
Финансирование Роскосмоса с 2002 г. по 2011 г. выросло в 10 раз, до 100 млрд. Руб!, что уже поставило Россию на третье место в мире в абсолютном выражении, и на второе, по доле от ВВП после США.
Тем не менее, начатое техническое перевооружение предприятий не-реструкторизированной отрасли, и, особенно, в отсутствии генеральных целей, приводит к потере времени и денег.
Сложившийся программно-целевой метод формирования основных направлений деятельности в космической области устарел и не позволяет выделить приоритетные цели и пути их достижения в области развития космической деятельности.
Анализ лучшей мировой практики показывает четкое разделение функций аэрокосмических агентств и аэрокосмической промышленности.
Основная роль аэрокосмических агенств заключается в интенсивных научных исследованиях и управлении космическими программами на основе государственных механизмов бюджетного регулирования.
При этом мировая аэрокосмическая промышленность полностью консолидирована на разных направлениях в крупных публичных частных компаниях, котирующихся на бирже, без участия государства в капитале. На эти компании работает огромное количество малых и средних предприятий, и которые конечно не являются субъектом управления со стороны национальных космических агенств, и тем более федеральных органов исполнительной власти, что и определяет инициативу и конкурентоспособность этих компаний на мировом рынке космических услуг.
В целях исправления сложившейся в космической промышленности ситуации, и предотвращения внутренней конкуренции за бюджетные деньги и концентрации на конкуренции на глобальном рынке космических услуг, устранения дублирования производственных мощностей, объединение однородного конструкторского потенциала, сокращения накладных и управленческих расходов, привлечения лучших управленческих кадров, и увеличение масштаба предприятия как минимум, до минимально значимого на мировом рынке размера, представляется необходимым:
1. провести новую реструктуризацию отрасли, собрав однородные компании в консолидированные по горизонтали, для максимальной синергии структуры, и поэтапно приведя их организационно правовую форму к ОАО, с закреплением на данном этапе минимального пакета акций, принадлежащих государстве не менее 51%, с условными названиями:
— Объединенная ракетная корпорация ОАО «Королев-Хруничев»
— Объединенная компания ракетных двигателей «Кузнецов-Глушко», в составе ОАО «Объединенная Двигателестроительная Корпорация»
— Объединенная корпорация «Лавочкин-Решетнев»
— И другие, в соответствии с детальным планом
2. использовать лучшую практику корпоративного управления в создании новых, мощных, конкурентоспособных предприятий с учётом лучшей практики в различных отраслях промышленности (пример такой практики- консолидация предприятий вертолетной отрасли в открытое акционерное общество «Вертолеты России» — увеличение выручки в 6 раз и первое место в нише средних вертолетов на глобальном рынке);
3. создать Национальное Аэро-Космическое Агенство (НАКА), на базе
федерального органа исполнительной власти — Роскосмоса, включив в него научно-исследовательские центры- научно-испытательные институты и организации по направлениям аэрокосмической деятельности и аэрокосмических средств, такие как, Исследовательский Центр им. М.В.Келдыша, ЦАГИ, ЦНИИмаш, и другие, при этом целесообразно:
➢ объединить фундаментально-прикладные исследования, проводимые Академией Наук РФ, с практическими и фундаментальными исследованиями космоса, в составе нового НАКА
➢ международное сотрудничество в области космоса,
привести в соответствие с поставленными руководством государства задачами и долгосрочными амбициозными целями в области космической деятельности
В конечном итоге вновь- образованному Национальному Аэро- Космическому Агенству, необходимо;
1. сформулировать амбициозную Главную Цель космической деятельности Российской Федерации на современном этапе, с соответствующей разработкой стратегии развития космической программы,
в том числе как автоматической, так и пилотируемой,
2. утвердить программум у руководства РФ
3. подчинить достижению этой цели все имеющиеся ресурсы, реструктурировав оптимальным образом аэрокосмическую промышленность РФ, для достижения этой цели и использовав потенциал частной инициативы
Если для достижения Главной Цели пилотируемая космонавтика не нужна, и она сегодня уже не приносит новый опыт, но стоит половину бюджета, набраться мужества и закрыть эту тему, опередив ведущие космические державы, первыми полностью передав пилотируемую космонавтику на свободный рынок (частные научные исследования, космический туризм, итд) и сосредоточиться на достижении Главной Цели.
Предлагаемая реорганизация позволит в короткий срок ликвидировать имеющиеся проблемы, даст старт развитию космической отрасли и вернёт России лидирующие позиции в этой области.
Источник и начало осуждения ЗДЕСЬ
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: