Между жителями и управляющими организациями – и не только в Одинцово и Одинцовском районе — существует стабильное непонимание по многим вопросам, касающимся ЖКХ, мешающее их конструктивному диалогу и взаимодействию. В новой рубрике на страницах «Одинцовской НЕДЕЛИ» планируется получать ответы и разъяснения от директоров и специалистов предприятий ЖКХ, руководителей отрасли, администраций городских и сельских поселений на самые острые вопросы, накопившиеся по этой теме. Так что, пишите, звоните, обращайтесь…
О порядке обращения по вопросам ЖКХ.
Предприятия ЖКХ, к какой бы организационной форме они ни относились, многим до сих пор видятся, как элементы государственной структуры со стабильным централизованным финансированием и обеспечением всем необходимым. Что это давно не так, мало кто задумывается и предъявляет претензии в соответствии со своим пониманием ситуации. Не получив того, чего требовали, люди пишут жалобы, а получив на них даже полностью обоснованные разъяснения, считают их отписками.
Следует оговориться, что имеются и серьезные претензии к работе обслуживающих организаций и ТСЖ, но как отделить одни от других, когда вся сфера ЖКХ ассоциируется с неисполнением своих обязанностей, вечным долгом перед жителями и сверхвысокими тарифами?
Как разобраться, что может и что должно сделать ЖЭУ за собираемые деньги при дырявой кровле, ржавой воде и прогнивших трубах? Кто виноват, что подъезд не покрашен, отопления нет, а лифт сожгли? Что мы хотим от отрасли ЖКХ и за что платим? И, главное, что делать, куда обращаться?
Это только ряд вопросов, и за каждым из них зачастую кроется несколько неоднозначных ответов и еще больше взаимоисключающих мнений. Но все же главный вопрос — куда обращаться. С него и начнем.
Житель связан с обслуживающей организацией договором управления. Она обязалась для него и за его деньги выполнить некий набор работ и услуг с определенной периодичностью и качеством, а также покупать для него и поставлять ему коммунальные услуги, поэтому первое обращение должно быть в ее адрес.
Во всех организациях и ТСЖ есть свои подразделения: ЖЭУ, дежурные службы, бухгалтерия, секретарь, но поскольку часть жителей не участвовали в выборах управляющей организации или ТСЖ либо не обращались в нее ранее (это значит, что она хорошо работает!), они не знают ее телефонов.
Телефоны дежурных служб размещены на видном месте в каждом подъезде на 1-м этаже. Если их нет, по телефону в платежке можно узнать другие телефоны организации и по ним попросить восстановить надписи. Телефоны можно узнать через справочные службы, у соседей и т.д. Кто ищет, тот находит.
Заявки жителей принимаются по специально выделенному телефону и должны регистрироваться. Для контроля исполнения заявки принимающий должен сообщить ее номер и свою фамилию. Такое указание дано всем.
Претензии по работе подчиненных следует предъявлять их руководителям (тут и понадобится номер заявки). Городской администрацией, например, жалобы на ЖЭУ или сантехника рассматриваться не будут, а будут направлены директору.
Если нужен ответ на вопрос или какое-либо разъяснение, обращения направляются в адрес управляющей организации в письменном виде либо заявитель приходит на личный прием к специалистам организации. На вопросы, по которым уже давались разъяснения или же информация есть в открытых источниках, ответы могут не предоставляться.
Диспетчерам специализированных организаций — Электросеть, Теплосеть, Водоканал и т.д. — отвлекаться от работы на общение с жителями запрещено. Все равно каждому жителю они ответить не смогут. Получая запрос, они передают информацию управляющим организациям, которые и должны информировать жителей. Ими могут быть приняты лишь экстренные сообщения, связанные с обнаружением неотвратимой угрозы для жизни и здоровья людей.
Вопросы, освещаемые управляющей организацией на общих собраниях собственников жилых помещений дома и в ежегодном отчете, требуют некоторой подготовки и знаний. По этой причине и из-за большого объема они не могут повторяться для каждого заявителя по его первому требованию. Разъяснения по ним могут дать сотрудники управляющей организации или местной администрации городского/сельского поселения письменно или на личном приеме.
В эти администрации следует жаловаться при неэффективности обращения к первому лицу управляющей организации или ТСЖ. Обращения жителей рассматриваются всеми муниципальными, региональными и даже федеральными органами, но информацию, как правило, запрашивают с мест, т.к. вышестоящие инстанции не могут заменить собой предприятия ЖКХ и их диспетчерские.
Срок ответа на письменный запрос до одного месяца, но при необходимости комиссионного обследования или получения дополнительных сведений он может быть продлен. Как правило, ответ высылается по почте.
Подытожим сказанное. При проблемах в сфере ЖКХ заявитель обращается в свое ЖЭУ, а в ночное время — к дежурному (диспетчеру). Их телефоны должны быть дома так же, как телефоны скорой помощи, милиции и пожарной охраны, но их можно найти и на видном месте в подъезде на 1-м этаже.
Следует запомнить или записать номер заявки и фамилию лица, ее принявшего. Если номер не дали, Вашу заявку не желают регистрировать, и можно сразу обращаться с жалобой к руководству управляющей организации (ТСЖ).
Диспетчеров специализированных организаций, операторов котельных, ВЗУ и т.п. отвлекать от работы не следует. Они дают информацию только известным им и указанным в списках дежурным (диспетчерам).
При претензиях к подчиненным обращаться нужно к их руководству — начальнику ЖЭУ, диспетчерской службы, главному инженеру, директору, председателю ТСЖ. Если это не принесло результата, нужно обращаться в городскую или сельскую администрацию, описав все, начиная с номера, даты и сути заявки, ФИО должностных лиц и дат обращения к ним.
Запретов на обращение сразу в самые высокие инстанции нет, но путь этот более долгий и не логичный. Да и запрос на предприятие из вышестоящей инстанции придет недели через две. С более глобальными вопросами и предложениями следует обращаться к своим депутатам — для того они и выбираются жителями.
О стоимости «прозрачности» информации.
Одна из проблем отрасли ЖКХ — непрозрачность информации, порождающая множество домыслов, слухов и претензий. В то же время для понимания этой информации необходимы некоторые знания. Отсутствие таковых вместе с горячим рвением разобраться приводит к попыткам получить по первому требованию не предусмотренные договором справки, отчеты и т.п. Возникают группы самозваных контролеров — защитников интересов всех жителей, хотя это функция исключительно собственников помещений конкретного дома.
Можно ли приоткрыть завесу над тайнами ЖКХ и получить желаемую информацию? Безусловно. Но сначала нужно понять, что, в каком объеме и кому должно быть представлено. Совершенно нереально выдавать на руки каждому возжелавшему комплект учредительных документов, финансовых отчетов, планов работ, смет и т.д. и т.п., чего вдруг захочется конкретному заявителю.
Объем и периодичность отчетности законодательно предусмотрены, однако время от времени некоторым жителям этого не хватает, либо их не устраивает предлагаемый вариант ознакомления с информацией. И они правы.
Можно расширить объем, периодичность и порядок предоставления отчетности, но нужно конкретизировать желания, внести изменения в договор управления, оценить затраты, включить их в тариф и оплачивать.
Любое действие, любая работа стоит денег и увеличивает квартплату. Не нужно выдумывать правила и условия — они есть в договоре, и одно из главных условий, что работы и услуги выполняются предприятием ЖКХ «в пределах средств, предоставленных собственниками». Поскольку сторонних финансовых поступлений нет, иное в рыночных условиях невозможно. Если начать соизмерять свои требования с этими средствами, снимется большинство вопросов.
Жители умело подсчитывают доходы с дома так, как будто расходов и в помине нет, и из этого делают дилетантские выводы. Постановление Правительства РФ № 731 определило, что наряду с доходами предприятия будут указывать и расходы. Это наконец-то развеет миф о сверхдоходности ЖКХ.
Многие хотят отказаться от «нерадивой» организации. Это возможно. Но чтобы оградить жителей от ошибок, договор управления предусматривает его расторжение лишь после выбора новой управляющей организации или создания ТСЖ. Дом — сложное сооружение и не должен оставаться без обслуживания из-за неразумных инициатив. Выбор организации — право собственников. Ищите.
Правда и с другой организацией все равно придется жить по средствам. И будет ли она лучше? Чем скорее это будет понято, тем проще обеим сторонам будет договариваться. На предприятиях ЖКХ работают обычные люди, желающие не только хорошей зарплаты, но и условий труда, и отношения к себе. Отказывая им в этом, трудно надеяться на улучшение качества их работы, повышение культуры обслуживания или обеспечение доступности информации.
На каких условиях те или другие согласятся все это делать, трудно сказать, но то, что понудить их к выполнению неоплаченных услуг или к более дешевому труду за много лет не удалось и не удастся, остается фактом. А значит, придется учиться договариваться. Диалог — это первый шаг в этом направлении.
Продолжение следует…
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: