Юрий АБРОСИМОВ, начальник управления жилищно-коммунального
хозяйства Одинцовского района
Навязчивая идея тотального контроля деятельности ЖКХ произрастает из легенды о воровстве. В торговле, строительстве, на транспорте воровство навер-няка не меньше, но тема муссируется лишь по отношению к ЖКХ. Почему?
Услуги поставляются оптом и всем сразу, от них нельзя отказаться, поэтому они выглядят навязанными. Стоимость формируется из других цен, независимо от кого-либо, что проще приписать алчности ЖКХ, чем объяснять. Нельзя и не оплачивать их – это ведет к отключению, что ассоциируется не с экономически-ми следствиями неплатежей, а с «беспределом» жилищников.
От такой безысходности, невозможности повлиять на ситуацию, замешан-ной на «непрозрачности» отношений, непонимании и домыслах растет озлобле-ние и заблуждение, что если организовать контроль, всё и наладится. Так ли?
Вообще-то контроль предусмотрен. В МУПах его профессионально осуще-ствляет контрольно-ревизионное управление (КРУ), в АО аудиторы и совет ак-ционеров, в ТСЖ своя ревизионная комиссия, отчеты УК «прозрачны», публи-куются на сайтах. Казалось бы, зачем что-то дублировать и что ещё нужно?
Больше всего о контроле рассуждают непрофессионалы, имеющие смутное представление о балансе, себестоимости, отчете о прибылях и убытках, ценооб-разовании и т.д. Обо всём этом они могут узнать в рамках Постановлений Пра-вительства РФ № 731 и 1140, да ничего там не понимают. Забудем о них.
Есть более прагматичная категория людей, справедливо желающих полу-чить понимание соответствия качества услуг производимой ими оплате. Жаль только четко объяснить, что именно они хотят, не может никто. И ещё, они ни-как не усвоят, что везде, где появляется некое «хочу», сразу же появляется цена вопроса. О «детализации» отчетов на страницах «Недели» уже говорилось.
Многие темы про ЖКХ освещались не раз, но большинство вопросов по ма-териалам сводится не к организации взаимодействия с ЖКХ, а к вынесенному в заголовок. Радует, что стало меньше вопросов наподобие: за что мы платим, кто нам должен делать капремонт, кому «принадлежит» дом, почему высока кварт-плата, сколько у нас украли и т.п. глупостей. Появились более серьезные раз-мышления, к которым следует отнести и это.
Безусловно, контроль получателей услуг нужен. Одна беда, жители никак не привыкнут, что при нормальных взаимоотношениях не бывает односторонних условий, требований и обязательств. Это только выигравший войну, схватку на-вязывает проигравшему свои условия, в остальных случаях принято договари-ваться. Одни обязуются сделать что-то, другие заплатить; одни передать, другие принять; одни предложить, другие рассмотреть и так во всём.
Кто стоит на позиции – нам всё должны, а мы будем лишь контролировать, пусть и дальше наступает на те же грабли. Хотите быть справедливыми, начи-найте с контроля оплаты счетов жителями, т.к. это является экономической ос-новой для предъявления требований, тем более, что долги есть всегда.
Если условие одной стороной не выполнено, как можно требовать его вы-полнение от другой? Надо признать, что это не справедливо, а раз так, рассчиты-вать на положительную реакцию второй стороны бессмысленно.
Разберемся, что именно вы хотите контролировать. Всё? Тем, кто любит это слово хочется пожелать, чтобы однажды на работе им сказали, что теперь они тут должны делать всё! Что «всё»? «Всё» и точка! Замечено, что многие наши сограждане лишь на собственной персоне осознают несправедливость, а пока это лично их не коснется, за других не переживают. Примеряйте всё на себя.
Ну «всё», так «всё»! Кто встанет ночью, чтобы зафиксировать, что ставят хомут или меняют задвижку? Кто будет учитывать время работы сварщика, пока он мучается, заваривая ВАШУ ржавую трубу и что он на это скажет? Кто будет считать сгоревшие лампочки и определять необходимость замены вентиля?
Значит не всё. Тогда скажите, наконец, что вы хотите. А пока вы этого сде-лать не можете, с чем вы пойдёте к ЖКХ? С пустыми требованиями? Ну и на-рвётесь на то, что за них заслуживаете. И не надо возмущаться. Поставьте себя на место ЖКХ. Приходит к Вам кто-то и просит «сам не знаю чего» или «то, че-го не может быть». Прямо сказка! Тогда зачем зря сотрясать воздух?
Уже объясняли, что желание знать, куда поставлен каждый болт «потянет» за собой увеличение числа комиссий, актов, описей, карточек, инвентаризаций, детализацию по домам, подъездам, отчетным периодам, работам. Потребуются новые рабочие места, мебель, программы, ПК, помещения, затраты на аренду, отопление, освещение, уборку. Готовы ли вы всё это оплатить в угоду пустому любопытству и оправдается ли всё это экономически? Видимо нет.
«Отъявленные борцы» скажут мол, пусть делают, им же за это деньги пла-тят! И опять выдумки! За это ли? Ну где, в каком договоре они нашли такие обя-занности? И как ЖКХ должно реагировать на такие их заявления? И так всегда.
Вот представьте, сидит посетитель не в ресторане, а в обычной столовке и требует, чтобы ему подали устриц. Их тут не подают, он не заплатил, не заказал, но всё равно требует и жалобу в Общепит уже настрочил, упомянув, что Вы, как директор, грубы (хотя он Вас и не видел) и про грязный фартук поварихи (что, кстати, правда). Что Вы ему скажете и как будете к нему относиться?
Конечно, нельзя оправдывать ни срывы, ни «грязные фартуки», но мало ни-кого не провоцировать, нужно остановить «провокаторов», которых стало слиш-ком много. Требовать свое необходимо, контролировать – тоже, но нужно мно-гое понимать и быть справедливым не только к себе.
Контроль не может быть односторонним, это тупиковый путь. А «нажим» даст лишь саботаж, обман, подлоги и снова никто ничего не добьётся. Спросите, что «этому ЖКХ» нужно, подумайте вместе, глядишь и найдется взаимоприем-лемое решение. Договоритесь актировать и оплачивать не учтенные тарифом и сверхнормативные затраты. Или выявлять тех, кто под разными предлогами не-додает в общую «кубышку» денег: например, принес фиктивную справку из са-доводства, будто лето живет там, но мыться и есть ходит в квартиру.
Расскажем притчу. Жалуется цыган ветеринару: встал конь и хоть бей, хоть тяни, идти не хочет! Почему? Осмотрел коня ветеринар и спрашивает: – «А Вы его кормить не пробовали?» Уже всё применяли к ЖКХ, кроме этого простого способа. И ещё одна. Был у цыгана коник. Совсем было уже почти привык ниче-го не есть, да что-то помер! Вот и вся тайна ЖКХ. Хотите чтобы «коник» скакал и не помер, не только понукайте, но и кормите, он ведь ваш!
Контроль, как любой процесс, требует организации, т.е. понятного всем и соблюдаемого всеми порядка, но пока его нет. Все должно быть оформлено при-ложением к договору управления, как это указано в ЖК РФ. Нужно договорить-ся о неназойливом контроле ежедневных работ, проводимых в доме – не убрали подъезд, сообщили, составили акт. Но нужно понимать, что не сможет домуправ бегать на его составление по каждому случаю, по каждому дому и к каждому контролёру. Ему неудобно. Значит нужно договариваться об условиях.
А необоснованные жалобы? Житель объявляет – у меня холодно! Собирают комиссию, отрывают людей от дел, приходят, меряют, как положено температу-ру: дома 22°С! Включите в договор управления участие старшего по дому в ко-миссии и оплату заявителем заведомо ложного вызова – их станет меньше.
То, что есть не только нерадивые работники ЖКХ, но и жители, никто от-рицать не будет. Помогите пресекать выбрасывание мусора из окон, пачкание стен, складирование вещей у своих дверей и т.д. Что, вы и сами складируете? А ЖКХ должно за вас штрафы Пожинспекции платить? Ну вот и разобрались! Так это значит, в первую очередь за вами контроль нужен! Вот почему кто бы что ни предложил, кого-то это обязательно не устроит.
Вечно всем недовольные и сами ничего не умеющие «борцы» кинутся в критику, а ведь обычные жители многого не понимают и опасаясь этих «горлох-ватов» бояться проявить инициативу. Так «защитники» становятся тормозом из-менения ситуации, хранителями конфронтационных отношений.
Справедливости ради нужно сказать, что и ЖКХ в долгу не остается – ме-нять что-то себе в нагрузку не торопится. Кто же захочет «навешивать на себя собак», не имея с этого никакой радости? Но к тому, что это нормальное поведе-ние, нужно привыкнуть. Снова примерьте это на себя, поменяйтесь местами.
И если на ЖКХ еще как-то можно повлиять, то пока жители сами не будут готовы к принятию нового мышления и нового подхода, будет «топтание на мес-те». Договор – процесс движения навстречу, а не требования из своего окопа – а ну иди сюда! Другая сторона тоже сразу окопается. Так, на всякий случай.
Наше отношение к ЖКХ, как отношение человечества к природе. Долгое время мы приспосабливали её под себя, а не приспосабливались к сосуществова-нию с ней. И не надо себе льстить – прошлые поколения что-то улучшили для себя и потомков, а что-то изуродовали. Мы продолжили те же деяния. Чем отве-тила природа, экология? Многолетнему приспособлению под сиюминутные за-дачи ЖКХ ответило такими проблемами, что уже сейчас трудно «разрулить».
Подумайте, если не начать мыслить по-новому, что мы оставим своим по-томкам? Евроремонт в квартире в доме с текущей кровлей и гнилыми трубами в подвале? Скоро пуск отопления, завоздушивание, беготня, стравливание возду-ха, одну неделю, другую. Жалобы – холодно! Будет? Будет. А что нужно чтобы не было? Известные пропагандисты, «знатоки» ЖКХ и горе-активисты скажут: надо требовать, организовать контроль, «построить» всех! Снова? Ну-ну!
А что реально нужно? Нужно поставить на все стояки автоматические воз-духоотводчики. Да не дешевенькие, которые потекут, а хорошие. Их нет в про-екте, в тарифе, на это нужно собрать деньги, смонтировать их и на всех это не очень дорого. Любой может подсчитать, взяв данные в Интернете. Сантехник не будет часто лазить на чердак, система быстрее войдет в режим – наслаждайтесь комфортом! Но хотите ли этого вы? На словах и бесплатно да, а так – нет! Ну что, посмотрим, кто из «борцов» к осени у себя в доме это организует? Это будет ещё одна проверка реальности вашего желания что-либо изменить к лучшему.
Таких мини-улучшений может быть масса. Почему управляющие организа-ции не спешат реализовывать их? А что без поддержки сотрясать воздух и рис-ковать, вдруг дадут денег лишь на «дешевку» – только себе хуже сделаешь.
Поймите друг друга, ищите способы не конфликтовать, а помогать и всё по-лучится. Или вы хотите, чтобы всё делалось без вас и бесплатно? Ну если есть такие наивные, то «хотите» этого и дальше. Просто жалко потерянного времени на ненужную конфронтацию, бестолковые призывы добиваться, заблуждения, что можно кого-то что-то «заставить», будто это единственный путь.
Когда одно и то же не приносит успеха уже много лет, может стоит всё-таки попробовать что-то другое? Ну ладно где-то там, в отрыве от земли всё видится через призму контроля, законов и призывов, но люди, работающие в ЖКХ, ходят с вами по одним улицам, стоят в одних магазинах, также считают копейки в сво-их кошельках. Может быть просто спросить их об их труде и быте, поговорить, придумать, как облегчить их долю и как получить от них большую отдачу?
Это не бездельники, как их многие представляют, не воры. Это люди тяже-лого и черного труда, поддерживающие в меру сил и вашей оплаты порядок в ВАШИХ домах и их состояние. Измените свое отношение к ним, научитесь ува-жать их труд, сохранять его результаты, искать компромиссы и взаимовыгодные решения и вы увидите, что рано или поздно это принесёт свои плоды.
Как только возникнет взаимопонимание, нормализуются отношения, станет легче работать, вопросы будут прозрачнее. Исчезнут выдуманные требования и «активисты-недоучки», всё обоснуется расчетами и соглашениями. Возникнет взаимосвязь оплаты труда с его результатами, т.е. появятся стимулы лучше рабо-тать. Появится конкуренция, а значит выбор управляющих компаний и возмож-ность снижения или хотя бы меньшего прироста тарифов.
Всё придет, но придет не сразу. Нужно набраться терпения и тогда всё бу-дет, как в известной песне: «Надо только выучиться ждать, надо быть спокой-ным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы».
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: