В Одинцовском районе специалистов в области регистрации земельных прав можно вызвать буквально «на дом» — в коттеджный поселок, садовое товарищество, дачный кооператив. Организаторами визитов, позволяющих гражданам не тратить время на поездки и очереди, выступают местные администрации.
Кадастр — это список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Исторически понятие очень древнее, уходит в те времена, когда правители первых государств и империй вводили налоги, мерой исчисления которых определяли землю, как главный инструмент в руках землепашца. Измеряли участки тогда мерными веревками и нехитрым инструментом, дожившим до ХХ века и в России получившим название «землемерная сажень». Этакий деревянный циркуль, с которым землемер проходил по меже — узкой непаханой полоске земли между участками, подсчитывая, сколько раз обернулся сажень вокруг своей оси. Необходимость в особенных, специально обученных людях понимали все государи и все правительства мира, да и граждане землемеров чтили — ведь отмеренное в хозяйственный надел становилось их собственностью и подлежало охране властью, законом и войском.
С тех незапамятных времен, когда кадастр появился как понятие, прошли тысячи лет. За последние несколько десятилетий профессия землемера претерпела значительные изменения. Он, конечно, и сейчас ходит в «поле», однако работает главным образом с весьма тонкими геодезическими и дальномерными приборами. Расстояния и площади помогают мерить лазерные инструменты, определять координаты точек на поверхности Земли с точностью до сантиметра — аппараты глобального спутникового позиционирования. А заносятся все данные на земельные участки в единую государственную электронную базу, именуемую Кадастровая карта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестр.
«Одинцовская Неделя» публикует интервью с начальником Одинцовского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области Олегом БОЛЬШАКОВЫМ.
.
.
.
— Олег Евгеньевич, ведение государственного учета недвижимости, как объекта налогообложения, имеет весьма древнее происхождение. Однако чисто формально ваша служба появилась не слишком давно…
— Кадастровая служба, как таковая, в современной России появилась с 2001 года, реально начала функционировать — с запущенными в работу электронными базами, подготовленными программами с 2002 года. Государственным законом «О федеральном земельном кадастре» функциями по ведению кадастрового учета недвижимости наделена кадастровая палата, являющаяся государственным бюджетным учреждением. Появление нашего учреждения было предопределено глубокими изменениями, которые претерпело законодательство страны — если в СССР земля не являлась объектом налогообложения и представляла собой «всенародную» собственность, то в современной России земля поступила в гражданский оборот, стала предметом купли-продажи, а также налогообложения. Здесь уже без государственной регистрационной службы было просто не обойтись. С 2013 года наши функции расширятся еще более, мы будем вести кадастр не только по земле, но и по недвижимости.
— То есть замените собой БТИ?
— Бюро технической инвентаризации и Ростехинвентаризация не исчезнут, они продолжат свою деятельность, просто будут заниматься ей точно так же, как сейчас, к примеру, кадастровые инженеры занимаются землей — на уровне специалистов. А мы будем вести полный государственный реестр — и строений, и земли. С 1 декабря 2011 года нам будут частично переданы частично еще и полномочия Росрегистрации — так, чтобы мы могли и принимать документы, и выдавать их. Для граждан это обернется дополнительными удобствами — подать заявления с просьбой поставить на учет, зарегистрировать права можно будет по двум адресам, и в Одинцово, на улице Бирюзова, и в Новоивановском, на выбор. При этом, что очень важно, обращающемуся не придется терять время в том случае, если в деле не окажется каких-то документов, находящихся в государственном учреждении. Мы, не вызывая заявителя, не давая ему отказ, сами запросим информацию у других государственных учреждений и завершим оформление дела. Эти механизмы уже прописаны, дело за малым — привести электронные средства связи различных ведомств, что называется, «к общему знаменателю».
Такое расширение наших функций станет логичным развитием идеи «режима одного окна» введенного именно для того, чтобы людям не приходилось бегать по учреждениям. До сих пор регистрационная палата принимала документы и направляла их нам — по старинке, нарочным. Мы отрабатывали свою часть оформления, курьер отвозил бумаги обратно, после чего их получал заявитель. Теперь режим «одного окна» сохранится в каждом из учреждений, но самих этих «окон» станет больше, что неизбежно сократит очереди. Равными полномочиями планируется наделить и нас, и регистрационную палату, так, чтобы каждая из наших организаций могла вести прием как для регистрации права, так и для постановки на государственный кадастровый учет.
— Да, очереди по земельным делам немаленькие, в редакцию «Одинцовской недели» не раз обращались с жалобами на них…
— Эти жалобы доходят не только до вас, но и до государства. Именно государство, в нашем случае — в лице нашего областного руководства обязывает нас принимать меры по сокращению очередей, а мы эти обязательства стремимся выполнять. От очередей, конечно, избавиться не так легко, живая очередь имеется и у нас. Но наша задача — сделать так, чтобы более часа человек на очередь не тратил. И чтобы отзывы о нашей работе были только положительные. Хотя здесь не все зависит от нас. Бывает так, что никого нет, а иногда — вал посетителей. Оказывается — возник ажиотаж, инспирированный или выходом нового закона, или какой-то публикацией в прессе. Вдруг нужно оказывается всем и сразу. Быстро реагировать мы не можем, структура государственная, набрать, а потом распустить кадры просто невозможно. И, тем не менее, мы стараемся создать удобные условия для граждан — раньше мы работали пять дней в неделю, сейчас работаем и в субботу (с 9 до 13), при этом два дня в неделю (вторник, четверг) работа идет до 20 часов. Если человек занят на работе и не может приехать в рабочее время — он может появиться у нас после работы. После ремонта вместо 4 окон приема появилось 8. У нас даже фактически исчезло такое понятие, как обеденный перерыв — окна продолжают работать, мы не закрываем прием документов. Поверьте, что мне, как руководителю, не так уж легко обеспечить выполнение такого режима — мы учреждение государственное, а значит, работаем в строгом соответствии с законом, сотрудники имеют право и на обеденный перерыв, и на выходные дни.
-Сколько человек у вас работает?
— 22 человека, в будущем ожидается расширение до 30 человек. Мы планировали исходя из фактических условий, из того, что имеется очередь, из поставленных задач. С одной стороны, сотрудники должны быть заняты, с другой — чтобы имелась возможность соблюдать трудовое законодательство, работать 8 часов с двумя днями в неделю полноценных выходных.
— Если оценить корпус кадастровых инженеров, которые могут вам «подставить плечо» — сколько в Одинцовском районе толковых специалистов?
— На мой взгляд, таких организаций около десятка. Сильных, профессиональных, добросовестно исполняющих свои обязанности. А всего — около шестидесяти. Раньше было еще больше, в последнее время рынок немного уменьшился. Одно время мы вывешивали рейтинг организаций по количеству сдаваемых дел и положительных решений. Потом нам сказали, что делать этого нельзя — в таких рейтингах усматривается некая реклама и антиреклама. А ведь, в принципе, полезная вещь для потребителей, для граждан, которые могли бы объективно оценить уровень тех или иных специалистов. Мы заинтересованы в том, чтобы эти люди работали грамотно — потому что и нам приходится выслушивать жалобы по поводу чьей-то некачественной работы. Пути воздействия у нас на этих специалистов появятся, но лишь с 1 декабря следующего года. С этой даты кадастровый инженер обретет особый статус и персональную ответственность — лично гарантируя итоги своей работы конкретным именем, фамилией, персональной печатью, примерно так, как это сейчас принято у нотариусов. Он заключает договор, он выполняет комплекс услуг и работ по нему, а мы контролируем его деятельность. Если человек исполняет обязанности перед гражданами плохо, недобросовестно, некачественно, раз за разом получает отказы в утверждении кадастровых дел, то мы оставляем за собой право сообщить об этом в лицензирующие организации. Десяток отказов — прощай, лицензия. Надо сказать, такой контроль кое-кого испугал до такой степени, что они перестали браться за разрешение некоторых проблем, с которыми обращаются граждане.
-К примеру?
— Ряд вопросов могут иметь только судебные решения. Достаточно частая ситуация — кто-то когда-то поставил участок на учет с нарушениями, говоря просто — забор не там стоит. А соседи обнаруживают нестыковку. Но суду нужны не слова, а выявленный факт нарушения прав. Для этого нужно сформировать кадастровое дело, подать его нам в обычном порядке. Мы в его регистрации, разумеется, откажем, но этот отказ — «хороший отказ», потому что на его основании можно обратиться в суд, и уже на основании решения суда будут внесены все изменения. Такой отказ мы не сможем поставить в вину кадастровому инженеру — он сделал все грамотно, подготовил гражданину документы, которые позволят восстановить его право по суду. Это не ошибка, это исправление чужой ошибки. А некоторые кадастровые инженеры боятся таких действий, хотя они — логичный путь разрешения возникшей спорной ситуации.
— Есть ли возможность избежать очереди, воспользовавшись возможностями электронных средств связи?
— Мы уже начали вести запись на предварительный прием — на него можно попасть, позвонив по телефону или зайдя на сайт Росреестра. Для этих целей мы выделяем отдельное окно, не ущемляя тех, кто стоит в живой очереди. В настоящее время модернизируется сайт Росреестра, с тем, чтобы как раз организовать с его помощью выполнение электронных услуг. Пока это коснулось в большей части кадастровых инженеров, которых мы собирали на совещание по этой технологии. Многие из них уже получили электронную цифровую подпись и активно пользуются возможностями. Но вскоре, с развитием технологий, и рядовой человек сможет заказывать у нас услуги по интернету, пользуясь личной ЭЦП, не приезжая в офис и не выстраиваясь в очередь. Сроки рассмотрения при этом в два раза меньше — если на бумажном носителе, то это займет 20 рабочих дней. Если через интернет- портал — 10. Это очень удобно — оплатить услуги очень легко, пользуясь электронными «кошельками», а выписки придут на ваш электронный адрес.
Чем еще хорошо для нас развитие «электронных» технологий — они позволяют включать принцип экстерриториальности. В нашей организации, к примеру, можно запросить выписки по всей Московской области. Чтобы не ездить далеко, получить сведения можно в самом ближайшем к вам пункте нашей службы. В будущем планируется, что можно будет и дела сдавать, но пока эта функция не реализована, как я полагаю, по причине того, что несколько неудобно сдавать дела в Государственный архив.
Есть и еще одна возможность избежать очередей — это вызвать наших специалистов… к себе.
— На дом?!
— Почти, не лично к каждому, но весьма близко, мы проводим такие мероприятия, как выездные приемы. Организуем их, как правило, совместно с регистрационной палатой. Объявления о таких приемах можно увидеть на сайтах rosreestr.ru, kpmo.ru. Были выезды в Ершовскую администрацию, в Кубинскую. Предварительно, минимум за 2-3 недели связываемся с главами администраций, на базе которых и проводим приемы. Несколько раз выезжали совместно с регпалатой в дачные кооперативы. Иногда сама администрация говорит — у нас есть большое садовое товарищество, нужно поработать там. Не вопрос — у нас есть технические средства, которые позволяют принимать у людей документы на выезде. Можно поставить свой участок на кадастровый учет, как ранее учтенный, можно, воспользовавшись упрощенным порядком. Председатели кооперативов собирают людей, мы приезжаем, консультируем, поясняем, каким путем пойти, чтобы меньше затратить средств. При этом первый вопрос — «сколько это стоит?» Сама постановка на кадастровый учет не стоит ничего. Ну, а дальше, если собственнику нужно уточнение границ — межевание заказывается у коммерческих структур. Кстати, сайты, которые я упомянул, полезны не только для того, чтобы узнать об очередном нашем выездном приеме — каждый гражданин может на них ознакомиться с ходом оформления его дела. В режиме онлайн видеть прохождение заявки — завершена, не завершена, на какой стадии находится.
— Насколько популярны такие выезды у населения, ведь постановка участка на кадастровый учет означает необходимость уплаты налогов?
— Земельный налог не столь уж велик, чтобы уклоняться. Наоборот, поставив участок на учет, люди успокаиваются. Резон простой: «раз мы платим налоги, значит, участок наш и его никто не заберет». И это так, вы тем самым подтвердили свое право на собственность. Многие переживают, зная, какие аферы проворачивают жулики — и присваивая себе чужие земли, и нарушая чужие границы.
Многие люди сами беспокоятся — почему не начисляются налоги? Чаще всего потому, что у участков нет категории. А категории нет потому, что в свидетельствах старого образца она вообще не указывалась, не было нужды, законодатель не требовал. По умолчанию считалось, что если садовое товарищество — значит, земли сельскохозяйственного назначения. Если деревня — земли населенных пунктов. А сейчас условия изменились, нужно, чтобы был четкий адрес, категория, разрешенное использование.
На основании этих данных мы можем произвести расчет стоимости земли и передать ее в налоговую инспекцию. Когда чего-то в документах недоставало — обычно человек сам бегал. Это требовало большого времени и носило заявительный принцип — если кому-то нужно, мы оформляли, если нет — самостоятельно нами инициатива не могла быть проявлена.
Ситуация изменилась после заключения тройственного договора о взаимодействии между налоговой инспекцией, регистрационной палатой и нами. Если каких-то данных недостает, мы взаимодействуем друг с другом, обращаем внимание местных администраций, указываем, какие необходимы постановления местной власти — к примеру, по присвоению нормального адреса, ведь во многих документах до сих пор написано «вблизи населенного пункта такого-то».
И в рамках такого информационного взаимодействия мы заносим сведения в Реестр, появляется возможность рассчитать стоимость земли, а на ее основе — налоги.
— Местные администрации тоже заинтересованы в скорейшем разрешении таких вопросов…
— Разумеется, это налоги, а они — их получатели. После того, как все стали заинтересованы, работа стала продвигаться быстро. Местная администрация или районная выпускают свои постановления, уточняют характеристики, какое именно строительство — ИЖС, или многоэтажное. Очень плотно мы работаем с Успенской администрацией, с Кубинской. Они сами взялись за работу, предлагают помощь людям, желающим оформить свои земельные участки. Назначены ответственные, мы идем навстречу, выделяем специалистов, с тем, чтобы люди могли, минуя очереди, оформить свои документы. Администрации выступают в роли организаторов, они взаимодействуют с председателями товариществ и дачных кооперативов. И мы готовы помогать, периодически приезжать. Но надо подготовиться, оповестить людей.
— Судя по тому, что реестр является электронным, можно достаточно легко определить, сколько земель уже оформлено по всем правилам, а сколько еще предстоит сделать?
— Да, это можно определить — известна общая площадь района, известны площади, которые уже оформлены и находятся на учете, а сколько пока не охвачено. Из участков, поставленных на кадастровый учет, только 10 процентов земель не прошли государственную оценку и не попали в налогооблагаемую базу. Мы с ними работаем, работает налоговая инспекция, решаем вопросы с главами сельских и городских поселений. Потрудиться придется еще немало, но, надо сказать, в этой сфере Одинцовский район оказался на передовых позициях, работа идет с картами и «подложками» — спутниковыми фотоснимками. Снимки позволяют контролировать работу кадастровых инженеров, не пропускать явных нарушений закона. Ведь иной раз доходит до маразма — люди пытаются приватизировать озера, кладбища. У нас памятник героям Великой Отечественной войны хотели поставить на учет. Люди ведь разные — есть порядочные, а есть без сердца и без совести. Но оборудование и программный комплекс позволяет видеть подобные трюки, можно по фотоснимкам определить, хорошо ли сработал кадастровый инженер, не совершил ли ошибки — бывает такое, что участок оказывается краем «в озере», то есть ошибку видно наглядно, при сопоставлении с космическим фотоснимком. В других районах, где такая работа не была произведена, специалисты ведут учет «по белому листу», постепенно пополняя информацию. Там вопрос доверия кадастровым инженерам стоит остро.
Да, еще много впереди, много предстоит сделать, и кадастровой палате, и службе регистрации. Но государство задает тон — чтобы мы наращивали обороты, чтобы люди были заинтересованы в постановке на учет, чтобы все делалось в соответствии с законом.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: