«История» с Кондаранцевым
— Александр Георгиевич, как раз сегодня, когда мы попросили Вас об интервью, Алексей Кондаранцев (директор Муниципального детского центра хоккея и фигурного катания) известил избирком о том, что не будет участвовать в борьбе за должность главы городского поселения Одинцово. На несостоявшихся в июле нынешнего года досрочных выборах главы района Алексей Александрович выдвигался на пост вице-главы, на нынешних выборах был зарегистрирован кандидатом в мэры. Как Вы прокомментируете эти события?
— Вопрос непростой, потому что честный ответ на него относится к информации, которой обычно избирателей «не расстраивают». Но я никогда не играл в политические игры с жителями района и всегда всё говорил начистоту. Скажу и сейчас. Тем более, не такая уж и тайна, что сегодня местные и муниципальные выборы зачастую привлекают кандидатов с криминальным прошлым и настоящим и просто людей аморальных. В большую политику и на федеральные должности таким людям прорваться всё сложнее, благодаря правильному и жесткому внутриполитическому курсу наших Президента и Премьера, поэтому и не оставляют попыток погреть руки на местных бюджетах, легализоваться «на периферии» с помощью нечистоплотных «общественных деятелей» самых разных мастей и калибров.
В Одинцово сформирована сильная команда, делом доказавшая свою состоятельность, заработавшая авторитет среди жителей. Поэтому нахрапом город не взять. А сами одинцовцы — люди грамотные и вдумчивые. Пустыми посулами и ничем не подкрепленными обещаниями людей не обмануть.
Но методы в достижении цели могут быть самыми разными. И прямо скажу: у меня были очень веские основания опасаться за ситуацию в городе и исход выборов. А потому нельзя было допустить, чтобы действующий мэр Одинцово остался один на один с потенциальным противником. Иначе у кого-то могло возникнуть сильное искушение любым способом снять его с дистанции.
Одно дело — честная победа на выборах кандидата, которого жители сочтут наиболее достойным. И совершенно иное, согласитесь, когда от соперника избавляются любым способом — от сфабрикованных уголовных дел до просто физического устранения. Примеров из истории современной России уже немало.
Поэтому я попросил выдвинуться на должность мэра Одинцово Алексея Кондаранцева — генерального директора Муниципального детского центра хоккея и фигурного катания.

Именно Кондаранцев и выступил гарантом того, что борьба с Александром Гусевым — борьба без правил и каких бы-то ни было порогов — не будет иметь смысла. Здоровые силы города поддержали бы его в случае, если бы действующий мэр не смог участвовать в выборах.
Я понимаю, что для Алексея это был непростой шаг. Предполагаю, что ему пришлось отвечать на прямые и жесткие вопросы о мотивах неожиданного и непонятного для многих решения баллотироваться на пост мэра.
Еще раз повторю, Алексей Кондаранцев в самом прямом смысле этого слова выступил гарантом того, что выборы в городе пройдут без криминала и без предвыборных инсинуаций. За пять дней до выборов Алексей снял свою кандидатуру на пост мэра, но останется в списках кандидатов в депутаты.
…

Настоящий кандидат «скучен», потому что честен
— Александр Георгиевич, Вы убеждены, что жителей Одинцовского района пустыми посулами не обманешь. Однако и на нынешних выборах немало кандидатов, которые обещают в случае своего избрания главами или депутатами снизить налоги, в разы увеличить местные бюджеты, построить дома для очередников — одним словом: «уберём и засеем, и вспашем, только проголосуйте за нас».
— Ну, это старая предвыборная песня. И у каждого очередного кандидата со стороны и с непонятной биографией всегда есть надежда, что кто-то этой песни ещё не слышал. А вдруг поверят и проголосуют.
Что касается предвыборных обещаний о снижении налогов. Одинцовский район — единственный, где все участники Великой Отечественной войны освобождены от оплаты коммунальных услуг, а все пенсионеры не платят земельный налог. Приведите пример ещё какого-нибудь муниципального образования в Российской Федерации, где такое есть.
К тому же ставки налога на имущество у нас самые низкие. Есть градация от 0 до 2-х. Для богатых категорий у нас ставка — 2, а для обычных граждан сделали ставку в
О,1 процента. Меньше сделать уже нельзя. Такой возможности нет у депутатов ни городского, ни сельского, ни районного уровня. Федеральное законодательство снизить налоги не позволит. Мы находимся в рамках. В рамках и действуем.Ещё одно предвыборное обещание, которое довелось прочитать в программе какого-то кандидата в депутаты, — увеличить количество рабочих мест. Но для законодателя главное — не мешать бизнесу, а новые рабочие места и сами «будут создаваться». Важно, чтобы необходимые предпринимателю документы и решения быстро оформлялись. А чтобы на практике депутатский корпус своим волевым решением увеличил количество рабочих мест — я таких примеров не знаю.
В Одинцовском районе количество свободных рабочих мест на предприятиях превышает количество желающих заполнить эти вакансии. Району не хватает именно рабочих рук, то есть таких специалистов, как электрики, сантехники, слесари. Зачем создавать новые рабочие места, если и на имеющиеся нет желающих, — для отчетности?
В районе сейчас зарегистрировано 38 тысяч предприятий, и уже в этом году появилось полторы тысячи новых. А это само по себе свидетельствует о том, что в районе создан хорошо работающий механизм, предпринимателям никто не мешает, привлекателен инвестиционный климат.
Поэтому то, что обещают некоторые кандидаты, в Одинцовском районе давно уже есть и работает. И соискатели выборных должностей лишь демонстрируют либо свою профнепригодность, либо политическую циничность.
Как и в случае с обещаниями «сделать бюджет социально направленным». А сейчас бюджеты района и поселений «куда направлены»?
Я уже сказал о льготах для ветеранов и пенсионеров. Поэтому лишь повторю: больше льгот, чем в Одинцовском районе, наверное, нигде в России жителям пока не предоставляется. У нас 38 тысяч «льготников». А чтобы увеличить льготы и количество категорий людей, которым они предоставляются, надо деньги зарабатывать. И если кто-то обещает снижение налогов, то откуда он предполагает взять средства на льготы?
В предыдущие докризисные годы мы потратили огромные средства на реализацию больших и во многом уникальных программ в области здравоохранения и образования. Пока не удалось создать сеть сельских амбулаторий, но в следующем году мы начнем эту программу с Успенского сельского поселения.
Недавно закончили ремонт станции «скорой помощи», в ближайшее время завершим реконструкцию инфекционного отделения и приступим к ремонту 1-ой поликлиники.
Но это — законодательно обусловленные общерайонные программы. Когда нечто подобное обещают кандидаты на уровне сельских и городских поселений, то остаётся предположить, что люди претендуют на ответственные выборные должности, совершенно не зная современного законодательства. Либо их предвыборные обещания преднамеренно неправдивы.
Конечно, и среди избирателей есть люди доверчивые, которым накануне выборов приятно и радостно слышать обещание типа: «Я вам на следующий день после выборов пенсию в 10 раз увеличу и в пять раз уменьшу налоги». Некоторые избиратели вполне могут поверить в такое: «Ну, вундеркинд, ну, умничка! И выглядит хорошо, и степень какая-то научная даже есть. Выберу его».
А это очевидный и циничный обман. И важно, чтобы люди понимали до дня голосования, а не после, что тема налогов и пенсий просто не может звучать в предвыборных обещаниях кандидатов в местные главы и депутаты. Это не их прерогатива. Поэтому и не нужно врать людям.
…
…
На обещание «построить коммунизм» денег в бюджетах поселений нет и не предусмотрено
— Но некоторые кандидаты в поселениях дают обещания если не «федерального», то «районного» уровня. Например, обещают строительство детских садов, ликвидацию очереди в дошкольные учреждения, выселение из здания какого-нибудь бывшего детского сада ныне обосновавшейся там организации. По силам ли это представителями местной власти?
— В Одинцово лишь один бывший муниципальный детский сад сейчас занимает налоговая инспекция. Остальные здания бывших детских садов изначально были закреплены за предприятиями и организациями, а потому являлись и являются собственностью этих предприятий. Никакая власть не может забрать у собственника его имущество или заставить его — собственника — использовать это имущество «как депутаты решат».
И если собственнику выгодней сдавать в аренду здание, чем его содержать, то никто его и не заставит открыть там детский сад.
Конечно, мы можем пообещать избирателям в сельских поселениях, что сейчас привезем вам на всех тысячу коров и раздадим по гектару земли под их содержание. Чтобы «поднять сельское хозяйство», как сейчас некоторые кандидаты обещают. Но земля находится в чьей-то собственности, гарантированной законами Российской Федерации.
. Некоторых людей на селе когда-то обманули, создавая акционерные общества. Сейчас обманутые земельные пайщики судятся с новыми владельцами. По «Матвеевскому», например, до сих пор не всё решено. Хотя в своё время я предупреждал работников «Матвеевского», просил их не торопиться продавать свои акции. Но они решили так, как решили, теперь судятся и ходят на митинги.
Сельское хозяйство в Одинцовском районе не нуждается в мнимой заботе, а тем более в канун очередных выборов.
На территории района производится сто тонн молока, по мясу наша Петелинская птицефабрика — одна из крупнейших в России, по овощам «Матвеевский» коллегам пример показывает.
Будет выгодно сельхозпроизводителям — будет ещё больше мяса и молока. А если федеральные тарифы на электроэнергию и газ будут расти, каким постановлением какого сельского Совета вы «увеличите потенциал села»?
Недавно Министерство сельского хозяйства проводило совещание в Немчиновке по зернопроизводству. Участники сами себе задавали вопрос: «Как возродить сельское хозяйство?» Один из учёных и ответил: «Возродите систему, которая была в Советском Союзе, и все встанет на свои места».
Проблемы села могут решаться лишь на государственном уровне. Это не под силу сельским поселениям.
— А что касается обещаний строительства муниципального жилья в целях предоставления очередникам и молодым семьям квартир по социальному найму?
— Я даже не знаю, какое из наших поселений может выполнить такую программу. Есть федеральная программа «по ветхому жилью», выполнение которой из-за кризиса приостановлено. Ещё один вариант решения проблемы очередников — «районная доля» квартир при строительстве новых домов в реконструируемых микрорайонах. Это единственный работающий вариант, когда человек может получить муниципальное жилье. На практике я не знаю, чтобы кто-то в России построил дома за счет муниципалитета.
В Звенигороде обещали «очередь уничтожить как класс». Но там строители, работающие на территории этого муниципального образования, отчисляют долю в 5-10 процентов для муниципалитета. Но это, опять же, не финансирование из муниципального бюджета.
Если в программе кандидата написано о строительстве муниципального жилья, то, несомненно, имеются в виду деньги из бюджета муниципального образования. Но давайте посмотрим, сколько стоит обыкновенный дом. Обычное здание типовой средней школы стоит 600 миллионов, детский сад — 350 миллионов. Сопоставимы ли эти цифры с бюджетом поселения? Нет. У нас всего на бюджеты 16 поселений приблизительно 4,5 миллиарда рублей. За эти деньги весь район может построить максимум 10 домов, но при этом больше ни на что денег не останется.
— В обещаниях кандидатов встречаются и такие — добиться возврата бесплатного дошкольного и школьного питания за счет бюджета.
— Это компетенция районного уровня. Но в этом году даже нашей уникальной гимназии Одинцовского гуманитарного института, где учатся одни отличники, решением Совета депутатов было сокращено финансирование. Родители теперь самостоятельно платят за питание своих детей. И в настоящее время возврат к бесплатному питанию школьников невозможен. Обманывать не буду. Просто пока нет средств.
…

…
Чтобы бороться с беззаконием, необязательно быть избранным в депутаты
— Кандидаты, в случае избрания, обещают модернизировать инфраструктуру предоставления муниципальных услуг путем организации современного центра с представителями всех служб по принципу «одного окна» для предоставления бесплатных и платных (публичных) муниципальных услуг. Насколько это выполнимо?
— В принципе, мы уже пытались создать систему «одного окна». И не только мы. Но нигде на муниципальном уровне, да и в Москве, кстати, реализовать идею в задуманном виде не удалось.
Если бы все структуры, «проходящие через одно окно», подчинялись муниципалитету, а не были бы в большинстве своём федеральными отделениями, тогда, может быть, и получилось бы. Пока же между ними не всегда простые отношения, а у местной исполнительной власти как-то повлиять на них возможности нет.
Президент предложил, как выход из ситуации, электронный документооборот. Вот это, я уверен, на территории Одинцовского района будет внедрено.
— Есть обещание от кандидатов об увеличении числа участковых милиционеров в городе, чтобы участковым хватало времени на профилактическую работу по предупреждению правонарушений.
— Это полномочия федеральные, поэтому давайте и не будем обсуждать этот вопрос. Я бы тоже хотел, чтобы больше было участковых, чтобы милиции было больше, но есть определённое количество населения и есть определенные нормативы. Не мы их устанавливаем и регулируем.
Что касается идеи «муниципальной милиции», то один из бывших силовых министров по этому вопросу писал даже диссертацию. Но когда его не стало, то и разговоры о разработке закона о муниципальной милиции закончились.
Содержание такой милиции — очень затратное удовольствие. Это не только зарплата, но и пенсия, и льготы и т.д. А само желание увеличить число участковых хорошее. Хотя количество не всегда определяет качество. Ведь в советские времена мы, увидев милиционера с автоматом, упали бы в обморок. Сейчас никого не удивляет, что сотрудник милиции охраняет нас с автоматом, а преступлений все равно не стало меньше.
— Еще предлагается создать городскую систему безопасности путем поэтапной установки камер видеонаблюдения в подъездах и лифтах жилых домов с выводом в диспетчерские пункты по городу.
— Эту систему мы уже начали создавать и около 20 миллионов рублей на нее потратили. Видеонаблюдение можно сделать на улицах, перекрестках. Это огромные затраты. Если ставить камеры в каждом лифте или даже подъезде, то надо не менее 100 миллионов рублей. В бюджете таких денег нет. Или же люди должны добровольно из своего кошелька найти такие средства. Кроме того, эти камеры должны выходить на пульт управления, и сами камеры кто-то должен обслуживать. Это целая структура.
Хотя сейчас технологии идут вперед, и, возможно, лет через пять это станет реальностью.
Мы сейчас с Роскосмосом подписали соглашение о совместной работе. Может, именно нам и удастся такое осуществить.
— Некоторые кандидаты обещают жителям обеспечить свободный доступ к Москва-реке, к лесу путём сноса частных заборов по решению судов.
— Пожалуйста, они и сейчас могут обратиться в суд. Для этого необязательно идти на выборы.
Но на основании чего он будет сносить заборы? Примет ли суд такое заявление к рассмотрению, а может, у хозяина забора есть все необходимые документы.
Если же какие-то кандидаты располагают информацией о незаконно возведённых заборах, то, повторяю, им ничего не мешает обратиться в суд прямо сейчас. И до объявления выборов ничего не мешало.
— А что касается обещания пустить маршрутные автобусы «по некоммерческой цене» за билет?
— Если кандидат за свой личный счет, а не за деньги поселения, купит автобусы и будет возить своих избирателей бесплатно все пять лет, то никто ему не мешает это сделать.
— Некоторые обещают организовать сеть социальных магазинов, развлекательных центров и т.д.
— У нас в районе давно создано и работает 50 социальных магазинов. Сейчас мы их регулярно проверяем на предмет именно социальной направленности, потому что некоторые не выдерживают ценового демпинга.
Это хорошее желание, но прежде необходимо создать экономические условия, чтобы они существовали. И в Москве, и у нас много раз создавались магазины «Ветеран», затем прогорали, потом опять создавались. Если кому-то это удастся, то хорошо — в районе будет не 50, а 150 таких магазинов.
А что касается создания или строительства торгового центра за счет бюджета, то если какой-то глава поселения такой центр построит, то путевка в «развлекательный центр» на Крайнем Севере ему обеспечена.
…

Предвыборный прогноз
— Александр Георгиевич, это не первые выборы на Вашей памяти. По опыту — чего нам ждать, какова будет явка? Много ли новых лиц мы увидим в законодательной и исполнительной властях поселений?
— Я думаю, что явка будет от 37 до 40 процентов. Хотя есть у нас территории, где будет и за 80 процентов.
Традиционно очень высокая явка в Ершово. И это результат полного доверия людей к действующему главе Виктору Бабурину, он очень много делает на территории своего поселения.
Примерно такая же высокая явка будет и в Новоивановском. По той же причине, что и в Ершово.
В поселениях численностью жителей побольше явка, естественно, будет поменьше. Многое зависит и от личности кандидатов. Если их люди знают и уважают, то и проголосовать за них придут.
Ну, а вызовут ли такое же доверие у избирателей кандидаты из Москвы и еще откуда-то, воспылавшие вдруг желанием обогатить собой Одинцовский район, время покажет.
Я бы лично не поверил таким кандидатам, что бы они мне ни обещали. В моём округе есть кандидаты, мне, как жителю, известные и понятные. А ещё я знаю, что и сами они здесь живут, и дети, внуки здесь жить будут. И никуда они не уедут, а потому и думать будут, прежде чем решение принимать, — как потом людям, избирателям, а по сути, соседям в глаза смотреть.
Каждому одинцовцу, каждому жителю Кубинки, Голицыно, Заречья — всем жителям Одинцовского района надо понимать, что если он не придет на выборы, а они все равно и без него состоятся, то спрашивать потом ни с кого не надо. Чтобы потом никого, кроме себя, не винить, что на ближайшие пять лет вы не позаботились ни о себе, ни о своем ребенке, ни о своих близких. А пять лет — это большой срок.
Я желаю избирателям сделать правильный выбор.

ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: