В редакцию «Одинцовской Недели» всё чаще приходят письма наших читателей — жителей Одинцово, пассажиров Одинцовского ПАТП. Пишут, как правило, об одном и том же — неудобствах, которые приходится испытывать при посадке в автобусы, оснащённые турникетами.
Больше писем, естественно, от людей пожилых, для которых посадка и в обычный автобус — задача не из простых, а здесь она осложняется необходимостью проведения билета или социальной карты через считывающее устройство, преодоления «рамки». В сердцах одна из читательниц кричала нам по телефону: «Это дурникеты, а не турникеты!» За комментариями мы обратились к директору Одинцовского пассажирского втотранспортного предприятия филиала ГУП «Мострансавто» Николаю КАТЫРИНУ:
— Увы, в данном случае пассажирам можно только посочувствовать. Что-либо изменить Одинцовское ПАТП не в праве — мы лишь исполняем областную программу, решение о переходе на автоматическую систему контроля оплаты проезда принималось на региональном уровне. Не только в Одинцово автобусы в настоящий момент оснащаются турникетами, аналогичные меры предпринимают все пассажирские автотранспортные предприятия области. К слову, Подмосковье начало оснащать свои автобусы не так давно, столица нас значительно опередила, там АСКОП работает уже почти десятилетие, первые такие автобусы в порядке эксперимента на улицах появились ещё в 2001 году. И ничего — люди привыкли, хотя там тоже был вал возмущённых писем. Такие лавины жалоб сопровождают обычно всякое нововведение, тут уж ничего не попишешь.
— Вообще, турникеты в автобусах — это общемировая практика?
— Да в том-то и дело, что нет. Просто ситуация заставила предпринять такие меры, иного выхода не оставалось. Ограничение доступа — мешает и перевозчикам тоже, но что остаётся делать, если массовые неплатежи за проезд ставят под угрозу существование социальных маршрутов, как таковых? Те из пассажиров, кому доводилось быть в Европе, обращали внимание на то, что там доступ в общественный транспорт практически не ограничивается. Билеты разного вида — некоторые определяют время пребывания в общественном транспорте, другие — расстояние проезда или маршрут. В ряде стран даже в метро нет турникетов. Но там иная культура, иной менталитет, там люди не ездят без билета. Во многом это объясняется ещё и тем, что штрафы за безбилетный проезд очень велики, а по сравнению с нашими — просто колоссальны. Там без билета ездить невыгодно. У нас ситуация иная, поэтому и пришлось вводить непопулярные меры ограничения доступа.
Ну что же, налицо очередное наше «горе от ума», так свойственное российской действительности. Если бы пассажиры массово проявляли сознательность — то и нужды бы никакой в сооружении электронных «рогаток» в салонах автобусов бы не было. Невольно вспоминаются времена так называемого «развитого социализма», когда проезд оплачивался примитивнейшим устройством — ящичек с резиновой лентой и стеклянным верхом. Кинул пятак или двадцать копеек, крутишь ручку и отрываешь себе нужное количество бумажных билетов. Считалось, что другие пассажиры попеняют тебе, если ты пытаешься сжульничать и оторвать билетов больше, чем бросил монет. Возле таких устройств висела табличка «Совесть — лучший контролёр!». Действительно, лучший, если она есть. А если её нет? Уже тогда подобное автобусное «самообслуживание» отразилось на финансовых показателях транспортных предприятий не самым лучшим образом. Оказалось, что честным быть невыгодно, тем более, что соседи по автобусному салону не проявляют никакого интереса к наличию у вас совести. А в наше время органы социального обеспечения были буквально ошарашены количеством пенсионеров, которые, оказывается, массовым порядком перемещаются по области и Москве. Пока не выяснили, что значительное количество пожилых людей берут льготный документ не для себя, а либо откровенно «на продажу», либо с целью передачи молодым, но активно перемещающимся родственникам — дочкам, внукам и так далее. В такой ситуации как бы не пришлось оснащать автоматику устройствами для считывания отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза. Вот и представьте, во что превратится посадка в автобус, и без того уже сильно «весёлая». Подмосковные пассажиры — это ведь не москвичи с тонким портфельчиком, они везут сумки с рассадой, картину, корзину, картонку, и маленькую собачонку. Очевидно, что путь ограничения посадки в общественный транспорт — тупиковый. Но где выход из тупика, кто может сказать?
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: