Лариса Лазутина, депутат Московской областной Думы, продолжает общаться с жителями Одинцово. На минувшей неделе она посетила трудовые коллективы Одинцовского водоканала и Одинцовской теплосети. Как мы и обещали, «Одинцовская Неделя» продолжает журналистское сопровождение этих собраний.
Вопросы, которые ставят люди, очень часто перекликаются друг с другом, что неудивительно — все мы, кто бы где ни жил, где бы ни работал, остаемся земляками, жителями одного города. А значит, наши проблемы — общие. Нам и думать, как их решать. Преодоление таких «местных, но глобальных» проблем неизбежно отразится в лучшую сторону на жизни каждого из нас.
Впрочем, есть вопросы, которые могут и серьезно пошатнуть ситуацию. О такой, очень больной, проблеме, касающейся многих предприятий коммунального комплекса, заговорил главный инженер Одинцовской теплосети Александр Голубев, рассказавший о том, что в городе Одинцово появились управляющие компании, имеющие огромные долги перед поставщиками коммунальных услуг. Некоторые из них вышли на официальную процедуру банкротства, чем при этом будут гаситься огромные долги, и кем — неизвестно. Случай не единичный, в должниках оказываются и ТСЖ. Неплатежи, выстроившись в «цепочку», способны пустить на дно предприятия коммунального комплекса, а значит, составить угрозу целому городу или поселению.
Как разрешить проблемы подобного рода — пока неизвестно. Ясно лишь, что вопрос этот не муниципального и даже не регионального масштаба, такие же точно ситуации возникают по всей стране. Законодатели не предусмотрели всех тонкостей, в законе оказались лазейки, позволяющие жуликам воровать деньги жильцов. Понятно, что должны появиться какие-то новые федеральные нормы, ограничивающие возможность накапливать подобные долги. А в случае превышения некоего норматива у властей и полиции должна иметься возможность немедленного вмешательства в деятельность ТСЖ или управляющих компаний, ареста счетов, задержания руководства, введения внешнего управления.
Вопрос этот имеет значение федеральное, однако выходить с такой законодательной инициативой в Госдуму можно и нужно, поскольку речь касается жизни и безопасности граждан, подчеркнула Лариса Лазутина.
От сотрудников посыпались и другие вопросы. Можно сказать, что «помельче», однако мелких тем в нашей жизни не бывает, кого-то мучает невозможность устроить ребенка в сад, кого-то — пьяные дебоширы на улице. Но ведь кого-то именно этот вопрос волнует больше всего.
Депутат, конечно, не может найти ответы на все вопросы и разрешить все беды, это не «супергерой» из голливудского боевика. Однако по тем проблемам, решение которых «на подходе» благодаря деятельности муниципальных, региональных, федеральных властей, Лариса Лазутина давала подробные обстоятельные ответы. А начинались все встречи с небольшого отчета — что удалось сделать за последнее время. Об этом отчете и о тех проблемах, которые жителями города ставятся чаще всего, мы и поговорили с Ларисой Лазутиной после завершения одной из встреч.
.
— Лариса Евгеньевна, как можно было понять, в ходе встреч вы рассказывали о некоторых аспектах вашей работы
— Именно так. Об уточнения бюджета на текущий год хочу рассказать нашим жителям, это им больше всего и интересно — куда, на какие цели решено потратить бюджетные деньги, какие расходы планируется сократить. С удовлетворением могу сказать, что в последнее время мы преодолели сложный период, период стагнации, во время которого приостановился рост зарплат, появились дополнительные возможности финансирования. В частности, это касается учителей. С 1 сентября 2011 года будут повышены зарплаты:
— на 15,5 процента учителям, социальным педагогам, педагогам – психологам, воспитателям групп продленного дня муниципальных общеобразовательных учреждений, а также преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.
— на 10 процентов директорам муниципальных общеобразовательных учреждений, и их заместителям, а также руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования и их заместителям;
— на 50 процентов медицинским работникам, состоящим в штате муниципальных общеобразовательных учреждений.
С 1 октября 2011 года на 6,5 процентов будет поднята зарплата всем остальным категориям работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
— Лариса Евгеньевна, вопрос с учителями, воспитателями детских садов — очень больной, по этой теме многие высказывались, вы и сами на встречах много говорили. Учителей, воспитателей мало, они «стареют», кадры вымываются Москвой. Как быть?
— Никаких других путей, кроме как поддержания этой группы людей обществом, нет. Не только об учителях речь, это касается всей «социалки» — у медиков процессы, к примеру, идут точно такие же.
Губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым ставились такие задачи на протяжении всего срока его полномочий. Работникам всех социальных сфер — образования, культуры, здравоохранения нужно создавать комфортные условия, защищать их от воздействия инфляции, поддерживать. Да, наш субъект находится рядом с Москвой, и до столичных зарплат нам очень далеко. Бюджет Москвы в десятки раз выше областного. А тут еще в период стагнации остановился рост зарплат, который до этого шел непрерывно, все усилия были направлены туда, мы подтягивали все, что могли, мобилизовали все ресурсы, стремились сохранить наш потенциал. Отрадно, что начался процесс возврата к прежним позициям, мы начали кое-что добавлять к доходам работников социальной сферы.
Но не только зарплатой можно удержать людей — жилище всегда было тем стимулом, который способствовал закреплению учительских кадров. С этого начиналась трудовая биография многих учителей — им государство выделяло квартиру. Я считаю, что эту традицию нужно помнить. Пусть это будет квартира, выделяемая по социальному найму, но она должна быть.
В Одинцовском районе ежегодно квартиры выделяются учителям, врачам, сотрудникам правоохранительных органов, пожарным — тем категориям людей, без которых не может существовать ни один муниципалитет, ни одно поселение. Это политика Совета депутатов, политика главы района, Александра Георгиевича Гладышева. И политика правильная.
— В последнее время очень пошатнулся авторитет «социальных» профессий. Зато возрос интерес, так сказать, «центральной», столичной молодежи к группе профессий, которые явно себя перепроизводят. Рынок труда уже отреагировал на эти процессы — резко взметнулись зарплаты инженеров, специалистов-»технарей», что неудивительно. Если профессия в дефиците — за нее готовы платить. Не произойдет ли подобного эффекта с зарплатами учителей, медиков?
— Раньше достаточно тяжело было поступить в педагогические вузы, люди туда стремились. Сейчас, к сожалению, интерес молодежи упал. Это не могло не отразиться на состоянии дел в образовании. Тот эффект, о котором вы говорите, заметен даже в школе. Мало стало учителей, преподающих физику, химию, математику. Дело доходит до того, что начинается совмещение — физик ведет и физику, и алгебру, биолог — еще и химию, и так далее. Путь этот явно неправильный, но приходится прибегать и к такому, от безысходности. То, что зарплаты учителей пойдут вверх — я думаю, это просто неизбежно, сама жизнь все расставит по своим местам. Но, к сожалению, жизнь если учит, то учит сурово. Очень важно не ошибиться с выбором пути, поэтому ребятам и девушкам, заканчивающим школу, я бы лично посоветовала обратить внимание в первую очередь не на те вузы, где учиться проще, и не на те специальности, которые, как вы сказали, «перепроизводят» себя, а на дефицитные и сложные технические профессии. «Солдатская» мудрость — «тяжело в учении, легко в бою», она и на гражданскую жизнь распространяется.
В этом году впервые состоялся выпуск филологов Одинцовского гуманитарного института. Выпускники пошли работать в наши школы, что резко поправило ситуацию с учителями иностранного языка, русского языка и литературы. Они нашли рабочие места еще находясь на студенческой скамье — вот правильный путь, о котором стоит рассказать. Они не болтаются в поисках трудоустройства, у них уже есть рабочие места, и есть возможность заработать.
Нужно поднимать технические профессии, без которых Россию ждет крайне печальное будущее. Но для этого нужна система заказов на специалистов от наших бизнесменов — если они видят перспективу в развитии производства. Образование должно приблизиться к нуждам сегодняшнего, нет, даже завтрашнего дня, готовить людей, умеющих работать на лучшей, самой передовой технике, умеющих каждый день учиться и двигаться вперед, даже после того, как покинул учебное заведение. Но это вопрос не только субъекта Федерации или муниципалитета — это глобальный государственный вопрос.
Чем можем — мы, на региональном уровне постараемся помочь. Образование это ведь не только зарплаты педагогов и воспитателей, с 1 сентября планируется увеличение на 9 процентов размеров стипендий учащимся образовательных учреждений. Увеличены расходы на оплату государственными общеобразовательными учреждениями коммунальных услуг, на оплату свидетельств о государственной аккредитации образовательных программ и лицензий на осуществление образовательной деятельности, предусмотрены значительные средства на строительство и капитальный ремонт объектов образования, увеличены расходы на дистанционное обучение детей-инвалидов.
— Кстати, как трудоустроить ребят-инвалидов? Обучить их — еще куда ни шло, но ведь после обучения они должны начать посильную им трудовую жизнь. А это тоже проблема.
— Огромная. Я говорила с предпринимателями, они поясняют ситуацию — российское законодательство очень заорганизовало этот вопрос. К примеру, чтобы нанять на работу инвалида, положено еще одного, здорового человека, брать к нему «в помощь». И какая будет экономика у такого предприятия? Очень много всяких препон, которые не упрощают прием на работу инвалидов, а усложняют его. Люди иной раз хотят помочь — но боятся связываться, опасаясь всевозможных подвохов со стороны законодательной базы. Законы предусматривают и льготы, но они не настолько существенны, чтобы компенсировать издержки. А помогать инвалидам нужно. Это тот вопрос, без решения которого мы не можем называться цивилизованным обществом. Посмотрите на параолимпийские игры — какими аплодисментами встречают спортсменов-инвалидов, как восхищаются их мужеством, стойкостью, волей к победе не столько даже над соперниками, сколько над болезнью, болью, над самим собой. Это такие же люди, как мы, просто им немного не повезло со здоровьем.
— Некоторые вопросы, которые вам задавали на встречах, меня удивили. К примеру, о том, что спортивные секции в нашем городе очень дорогие. У меня сын ходил в ДЮСШ — бесплатно! Похоже, что это просто иллюзия. Могут попасть ведь и на коммерсантов от спорта. К примеру — на всевозможные секции единоборств, очень популярные у мальчишек. Там действительно платятся деньги, но это фактически частные предприятия. Вдобавок, они «вымывают» детей из спорта, тренеры ДЮСШ по лыжам, фехтованию, бадминтону ищут талантливых ребят, а они все машут кулаками. Конечно, понятно — мода, однако спорту наносится колоссальный ущерб…
— Абсолютно верно. Я бы посоветовала «Одинцовской Неделе» сделать интервью с руководителем управления образования Леонидом Егоровым, мы с ним именно на эту тему очень интересно пообщались, он вам немало расскажет. Коммерсантов множество, контролировать их крайне тяжело. Чему они учат детей, какой борьбе, что там за тренеры, какое у них образование — во всем этом нужно очень тщательно разобраться. Есть секции, где учат чистому мордобою, только прикрываясь вывесками карате и прочих видов борьбы — люди просто поганят имя высокого искусства. Это уже не спорт, это нажива.
И еще есть момент: в соответствии с последними новациями в законодательстве появилась возможность оказывать платные услуги в некоторых учреждениях — опять-таки, нельзя путать, где что, надо понимать, за что именно вы платите, а за что — платить не должны.
Что касается ДЮСШ — они, действительно, бесплатные. Однако есть некоторые моменты — к примеру, инвентарь или спортивная форма. В принципе, для занятий в спортшколах все имеется. Но сами родители предпочитают эти вещи покупать — так, чтобы форма была своя, хорошо подогнана, чтобы клюшка или лыжи были собственными. Причем стараются купить подороже, фирменные, хотя, откровенно говоря, можно обойтись и более дешевыми вариантами. И создается иллюзия, будто детский спорт — это очень дорого.
Но и здесь иногда удается найти или спонсоров, или добиться финансирования команд через фонды — даже форму часто удается купить за их счет, а не за счет родительских кошельков.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: