…но только до следующего года
«Одинцовская неделя» / Анна ТАРАСОВА / фото автора
Всего через пару месяцев победителям творческой олимпиады «Дети-детям», которая завершилась 15 ноября феерическим спектаклем в ГДО, предстоит бороться за звание лучших в Московской области. Представляю, какие разгорятся страсти на следующем этапе конкурса, учитывая, каким неординарным получился одинцовский финал.
Глядя на ребят, которые в ожидании начала представления снимали стресс, бегая, прыгая и с треском лопая воздушные шарики, сложно поверить, что эти школьники всего полтора месяца назад проходили кастинг. Тогда абсолютное большинство подростков чувствовали себя, мягко говоря, неуверенно даже перед двумя зрителями — будущими режиссёрами их постановок. А уже после восьми занятий молодые артисты дождаться не могли, когда же, наконец, их выпустят под свет софитов. Какой там страх, его не было и в помине. Каждый направлялся на сцену, в первую очередь, за тем, чтобы продемонстрировать зрителям свой талант. Ну и, разумеется, от главного приза тоже никто из школьников не отказался бы.
Хотя начало спектакля было назначено на 14 часов, уже с 11-ти в комнатах, отданных под костюмерные и гримёрные юным артистам, было не протолкнуться. Подготовка к выступлению шла просто колоссальная. Надев настоящие сценические костюмы, нацепив парики и приколов всевозможные ушки, крылышки и хвостики, актёры отправлялись сначала делать укладку, а потом и грим. Чуть ли не на каждом шагу десяткам девочек укладывали локоны, начёсывали шевелюры и создавали высокие причёски — настоящие шедевры парикмахерского искусства. Попробуйте, к примеру, сотворить укладку, достойную «придворной дамы», имея под рукой одну резинку, расчёску и лак для волос, или за пару минут сделать причёску для кикиморы. Как оказалось, даже такие задачи — не проблема для мам-мастериц. С мальчишками в этом смысле было проще: натянули парики — и проблема причёски решена. Но посидеть спокойно в кресле перед мастером всё же пришлось и им: ведь каждому участнику представления необходимо было «нарисовать лицо» при помощи аква-грима. Двум художникам пришлось потрудиться изо всех сил: почти по 40 актёров на каждого, и образ должен быть полностью завершённым. Так, у «пиратов» на щеках появись изящные шрамы, лица «зайцев», «козлят» и прочей живности превратились в настоящие звериные мордочки, а уж скромного исполнителя роли влюблённого Кощея после пары взмахов кисти и вовсе нельзя было отличить от главного сказочного злодея.
Надо сказать, что дети быстро привыкли не только к своим образам. Роль театральных звёзд явно пришлась им по вкусу. Так, играющая «придворную даму» семилетняя Даша Клюева, пару минут попозировав перед фотоаппаратом, прямо задала вопрос: «А почему это вы у меня до сих пор интервью не взяли?» Получив в своё полное распоряжение диктофон, малышка рассказала, что проект ей очень понравился и для полного счастья ей нужно только одно: как можно скорее выйти к своим зрителям. Кстати, Даша и её подружка Алина уверенно разрушили миф о том, что каждая девочка мечтает играть принцесс и всевозможных красавиц. Они с большим удовольствием сыграли бы вместо фрейлин… козлят.
— «Козлёнком» быть интересней, — объяснили первоклассницы и привели убийственные аргументы в подтверждение своих слов. — Дело в том, что «дамы» всегда должны быть очень серьёзными, поднимать платье, веером обмахиваться, а «козлятам» надо только бегать, играть и говорить «ме-е-е».
Уверена, что артисты, исполняющие роль этих представителей семейства полорогих, с девчонками поспорили бы. Им не меньше, чем всем остальным, пришлось и петь, и танцевать. Да и вообще простых ролей в постановках не было. Как говорит один из режиссёров проекта Зарина Самадова, артисты на каждой репетиции доказывали своё право играть того или иного персонажа. А в главной роли Айболита в одной из постановок себя попробовали вообще все участники данной сцены, пока не нашли идеального исполнителя. Зарина признаётся, что удивлена тем, как замечательно чувствуют себя на сцене дети всего лишь после восьми занятий.
— Среди моих подопечных, — отмечает она, — есть настоящие таланты. Я надеюсь, что многие ребята после этого проекта пойдут в театральные кружки, и может быть, лет через двадцать я с некоторыми из них увижусь на каких-нибудь театральных подмостках.
А вот у её коллеги Александра Леонова по этому поводу прямо противоположное мнение. Одарённые ребята на проекте себя, конечно, проявили, но бросаться всем поголовно в театральные школы, по его мнению, не стоит. Ведь сыграть на сцене ребёнком и стать впоследствии взрослым артистом — разные вещи. Те, кому суждено связать свою жизнь с театром, мимо него не пройдут, а все остальные, благодаря этой творческой олимпиаде, стали более раскрепощёнными и уверенными в себе.
К слову, некоторые участники проекта и до участия в нём, оказывается, были вполне сложившимисяи личностями. Так, Софья Старцева, получившая приз за лучшую женскую роль, убеждена: эта программа прямо-таки создана специально для неё.
— Я всегда хотела стать актрисой, а теперь убедилась в том, что это моё призвание, — объясняет она. — И роль Мальвины подошла мне просто идеально. Моя героиня немножко сумасшедшая, очень эмоциональная и хочет, чтобы весь мир вертелся вокруг неё. Я точно такая же, поэтому не играю, а практически живу на сцене. Так что после школы у меня одна дорога — в театральный вуз.
Далеко не все ребята настроены так серьёзно. Вот Вадим Ковалёв, хотя он и очень артистичный парень, твёрдо говорит: дальнейшую жизнь он свяжет только со своим любимым карате. Играть на сцене ему понравилось, но спортивные секции занимают всё свободное время. А главное, что дали ему занятия, — кучу новых друзей.
Вообще все ребята очень сдружились между собой, вне зависимости от того, кто и в какой постановке играет. Некоторым школьникам, кстати, довелось принять участие в нескольких сценках сразу. Например, Даша Онегина в одной постановке играет козу, а в другой — Пьеро. Промежуток между этими эпизодами чуть больше 15 минут; за это время артистке нужно переодеться, полностью сменить грим и быстренько вжиться в новый образ. А кто говорил, что профессия актрисы очень простая?
А вот лучшему исполнителю мужской роли — профессиональному «волку» Константину Козырянскому — сыграть в двух сценах сразу особого труда не составило. При этом именно его выступление ярче всех запомнилось большинству зрителей. А между тем Костя, как оказалось, мог вообще не попасть на проект. От большевязёмской гимназии, в которой он учится, на кастинг должна была поехать девочка, но она в последний момент заболела. Вот и пришлось делать экстренную замену. Как вспоминает Костя сегодня, он был совершенно не готов к прослушиванию, планировал тихонько посидеть и уйти, а потом вспомнил стишок, который в детстве читала ему бабушка, и решил всё-таки не уезжать, не выступив. Кто знает, какая команда заняла бы первое место, если бы группа, ставящая сценку под названием «Буратино, или деревянный ужин» лишилась бы таким образом своего главного актёра.
Вообще, откровенно говоря, сложно представить, как жюри удалось-таки определить лучшую команду. Все коллективы выступили так профессионально, что невозможно было поверить в то, что ещё полтора месяца назад эти ребята не имели ничего общего с театром. Да и сами мини-спектакли были весьма оригинальными.
По крайней мере, до этого едва ли кому-то доводилось видеть постановки, в которых пираты охотятся за зайцами. Ушастые герои в борьбе за жизнь сперва уверенно утверждают, что они — страшный яд, а затем, замерев на краю сцены, громко завывают на весь зал: «Во всём лесу не осталось ни одного зайца-а». На логичный вопрос: «А кто же тогда вы?», следует весьма незаурядный ответ: «Мы — памятник последним живым зайцам». А дальше — по нарастающей. Старик вместо золотой рыбки вылавливает из моря водяного и сокрушается по поводу экологической катастрофы. Вместо Айболита, катающегося по сцене на самокате, животных лечит Незнайка. Кощей рвёт ромашки, чем вызывает недоумение Бабы-Яги: «Перевелись мужики в нечистой силе». Артемон убедительно выполняет команду хозяйки: «Умри за Мальвину». Мыши почему-то терроризирую кота Матроскина в Простоквашино. Ну и один из самых непредсказуемых сюжетов: семеро козлят, дождавшись ухода мамы, отправляются охотиться на волка. Зал просто лежал от смеха, когда семь малышей с маленькими рожками и пушистыми ушками бодро демонстрировали навыки боевых искусств, распевая под мелодию «Хава нагила»: «Волка, поймаем волка…». Волк, переодетый в бабушку, тоже в долгу не остался, возмутившись по ходу диалога: «Ну вот, начались вопросики… Уши длинные, зубы большие… Вам мама не объясняла, что неприлично об этом женщине говорить?»
В общем, каждая сценка оказалась не только очень весёлой, но и неожиданной для зрителей. Хотя в одной из постановок артисты сами попали в непредсказуемую ситуацию. Выбежавший из-за кулис царь, видимо, по ошибке, вместо принца бросился к одному из леших с воплем: «Наконец-то я нашёл тебя, сынок!». Актёры на секунду замерли, а потом леший очень удачно сымпровизировал: стянув с головы парик, он, к вящей радости зрителей, воскликнул, указывая на партнёра: «Да вы что, ваше величество, с ума сошли? Вот ваш сын!». Дальше спектакль шёл уже без заминок.
Взрослым, глядя на подобную феерию на сцене, остаётся только восхищаться. Даже председатель жюри, известный детский поэт и композитор Юрий Энтин, с гордостью вспомнил, что и он в былые годы блистал на подмостках.
— Я, между прочим, в своё время сыграл тётку Чарлея в студенческой постановке, — признался он, — уже после меня это сделал Калягин, но я был первым. Об этом даже в газете писали. Такой проект, по-моему, очень важен для приобретения раскованности, умения вести себя. При всех обстоятельствах всё это обязательно пригодится детям в жизни. Кстати, многие дети, играющие в постановках, потом проникаются театром и становятся известными актёрами. Например, мой друг Ролан Быков часто рассказывал мне, что начинал он именно с детских выступлений в доме пионеров. На самом деле всё, что связано с детьми, — это моя жизнь. Раньше у ребят был самый лучший продюсер и спонсор — государство, а сейчас все занимаются только тем, что выгодно. Поэтому сегодняшнее мероприятие — интереснейшее для меня.
В этом смысле творческая олимпиада действительно является своеобразным исключением из правил. Разумеется, без спонсорской поддержки она едва ли состоялась бы. Так что за этот праздник родители и дети должны быть благодарны руководителям банка «Возрождение» и компании «Росгосстрах», которые, несмотря на финансовый кризис, о своём участии в данном проекте вовсе не жалеют. Так, Марк Нахманович, заместитель правления банка «Возрождение», в связи с этим вспоминает, что у одной из его сотрудниц дочка — ровесница первого кризиса. Так что финансовые проблемы — явление временное, а дети — это самое важное, что есть в нашей жизни.
В общем, театральные таланты в Одинцово получили все возможности для того, чтобы себя проявить. И награды им подготовили достойные: корзины со сладостями и развивающие игры. А победителям вручили настоящие театральные премии — изысканные статуэтки, достойные настоящих лидеров.
«Книга сказок» — главный символ проекта — из рук заместителя главы Одинцовского района Александра Колесникова была передана представителям Подольска, где пройдёт следующий этап конкурса. А сценку «Буратино, или деревянный ужин» победителям предстоит теперь представить в Красногорске в борьбе за звание лучших в московской области. Это ответственное соревнование предстоит ребятам лишь в будущем году, а пока театральные таланты на несколько месяцев уходят на отдых.
Ещё 440 фотографий Анны ТАРАСОВОЙ c Одинцовского финала Творческой олимпиады «Дети – детям!».
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: