Во всех работах Олега Янковского присутствуют интеллигентность и аристократизм, которые у него в крови. Его бабушка была дворянкой. Отец — офицером Семеновского полка. Царь наградил отца за мужество и отвагу Георгиевским крестом, а советской властью он был репрессирован и сослан в лагерь. Троих сыновей поднимала Мария Ивановна Янковская. "Я от себя такой прыти ожидать не мог. И место рождения — Джезказган, и то, что я был сыном репрессированного — не располагало к блестящей карьере. Но, видимо, у моей семьи столько в своё время было отнято, что теперь Судьба восполняет потери", — говорил о себе актер, отмечая в феврале этого года свой 65-летний юбилей.
Олег Янковский — один из самых загадочных отечественных артистов. "Образ Янковского" состоит то ли из рационального артиста, то ли эмоционального, то ли Интеллигента, то ли плейбоя. Его закрытость — это способ защиты от ненужных искушений, это редкая способность не расплескать свою натуру в суете, в навязанных извне поступках. Уникальность Янковского — в его знаменитых "зонах молчания", его магнетическом взгляде, виртуозной внутренней пластичности и, наконец, в изощренной интуиции, благодаря которой он удержал опасное равновесие. Не задохнулся в беге времени. Он не участвовал ни в вульгарных антрепризах, ни в откровенно халтурных фильмах. И себя сберег!
Дебют Олега Янковского в кино состоялся в 1968 году. Первые работы в кино — "Щит и меч", "Служили два товарища" — сразу сделали его одним из наиболее популярных артистов страны. Более семидесяти фильмов вышли на экраны, в которых Олег Янковский открыл себя людям. Свои роли Янковский делит на декоративные, эксплуатирующие его редкую фактуру, породу, его умение держать спину, носить костюм.
Судьба его любила. Как-то на съемках фильма "Гонщики" (1972г.) Олег Янковский попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины. Евгений Леонов, тоже снимавшийся в этом фильме, был так поражен, что, приехав в Москву, без конца рассказывал всем о "счастливчике Янковском". Так это имя услышал режиссер театра "Ленком" Марк Захаров… Вскоре, в 1973 году, Янковский вышел на сцену "Ленкома" — сцену, со временем, ставшую ему ближе родного дома.
Судьба ему сопутствовала. На сцене Ленкома за все годы он сыграл десятки ролей. Среди наиболее значительных спектаклей последних лет — "Чайка" Антона Чехова, "Шут Балакирев" Григория Горина, "Женитьба" Гоголя.
Олег Иванович, как и положено человеку, родившемуся под знаком Рыб, склонен был воспринимать мир мистически. Он запоминал сны, верил в приметы: обходил черных кошек стороной, то и дело стучал по дереву…
Спектакль "Женитьба" стал единственным, в котором Олег Янковский выходил на сцену в этом сезоне. В связи с нездоровьем он отказался от многих ролей, однако оставил за собой роль моряка Жевакина. Что характерно, спектакль «Женитьба» для театра стал словно заколдованным. Александр Абдулов готовился к роли Кочкарева, но из-за тяжелой болезни не смог участвовать в спектакле. Сменивший его на сцене Сергей Чонишвили не смог сразу приступить к работе над ролью — он получил тяжелую травму ноги. После Сергея заболел и Янковский, странные совпадения, не правда ли? Марк Анатольевич Захаров, худрук «Ленкома», готов был уже искать дублеров на его роли, но Янковский, позвонил ему и заявил, что готов вернуться в театр.
Впервые после длительного перерыва из-за болезни Янковский при полном аншлаге вышел на сцену в феврале 2009 года. Последний раз он играл в гоголевской "Женитьбе" в апреле. Он знал, что пришел попрощаться с родным театром, с любимой и любящей его публикой. Ему как последний вздох, хотелось услышать "Браво", "искупаться в аплодисментах" и увидеть улыбки. Он всё это получал и получил сполна!
Май 2009 год. КАНН АПЛОДИРУЕТ МАМОНОВУ И ЯНКОВСКОМУ. С каждым днем жизнь на Каннском кинофестивале становится все насыщеннее и интереснее. Особенно когда в титрах возникали имена исполнителей двух главных ролей — Петра Мамонова — Грозного и Олега Янковского, сыгравшего свою последнюю роль в кино, оппонента царя Ивана митрополита Филиппа.
Возможно, самое интересное, что ждет нас в «Иване Грозном», — встреча на экране Олега Янковского и Петра Мамонова. Их персонажи очень разные, и сами они ничуть не похожи. Один — суперпрофессионал, второй снимается в кино от случая к случаю. Один играет взрослого, серьезного человека, готового умереть за правду, второй — смятенного, жестокого государя, купающегося в своих страхах. Янковский сидит на площадке с каменным лицом, покуривая трубку, Мамонов то и дело шутит, дурачится, строит рожи, болтает с массовкой и фотографируется с «опричниками». После каждого дубля Мамонов подбирает полы царственных одеяний и вприпрыжку скачет к Лунгину — смотреть на мониторе, что получилось. Янковский просто делает три шага в сторонку, устало присаживается на стул и достает зажигалку. О продолжает "беречь себя".
До последних дней жизни Олег Янковский был в отличной актерской форме. Тяжёлая болезнь стала неожиданностью для всех. Актёр скончался 20 мая 2009 года в Москве.
Улыбайтесь господа, улыбайтесь… Мюнхаузен всё же улетел на Луну.
Все знают, что со смертью Олега Янковского умрет некая эпоха. Это мой самый любимый актер! Актерище! Мамонт! Ему не нужно "играть", он все мог делать глазами. Передавать все полутона, все оттенки… Шок.
По материалам СМИ и от себя лично.
М. Васина
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: