В дискуссии «Какая школа нужна новой России?» приняли участие помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, глава Одинцовского района Александр Гладышев, член Общественной палаты РФ, директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко, руководитель департамента международного сотрудничества фонда «Сколково» Алексей Ситников, а также ректор Московского института открытого образования, академик РАН Алексей Семенов.
Но вначале небольшая предыстория. Собственно, об инновационном центре «Сколково» нашим читателям хорошо известно. По своей сути это будет целый научный город на тридцать тысяч жителей с полной коммунальной, общественной, культурной, медицинской и образовательной инфраструктурой. Естественно, что в таком городе не обойтись и без школы — тем более, что основы будущего поколения ученых закладываются не во время написания кандидатских и докторских работ, и даже не на студенческой скамье, а гораздо раньше — в школе и даже в детском саду.
А вот какой она должна быть — школа инновационного города? За ответом на этот вопрос Фонд «Сколково» решил обратиться к российским учителям — кому, как не им, разбираться в этом вопросе лучше? И, заручившись поддержкой Министерства образования РФ и компании «Майкрософт», объявил конкурс на проектирование «Школы Сколково». Из 47 регионов России и пяти зарубежных стран поступили 202 заявки. В ходе отбора и «укрупнения» проектов определился лидер — победителем конкурса признана Концепция образовательного комплекса «Школа Сколково», представленная международным авторским коллективом под руководством академика РАН Алексея Семенова.
Ну а другие проекты — неужели в корзину?! Нет! Слишком расточительно разбрасываться подобной интеллектуальной собственностью. Тем более что в воплощении каждого из проектов, из какого бы региона не поступали идеи и заявки, заинтересованы местные и губернские власти. Им интересно, чтобы и у них — в Татарстане, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Мурманске, Петрозаводске, Тамбове, Перми, Томске, Самаре, Одинцово появились школы принципиально нового, инновационного, «сколковского» типа.
Так конкурс стал основой для проектов развития региональных систем образования — в каждом регионе возникнет свое мини-Сколково, и уже 40 региональных и муниципальных органов власти поддержали идею создания инновационных «сколковских» школ и обещали участвовать в их реализации. Скорее всего, эти школы создадут свою ассоциацию — о том, как это сделать, участники конференции говорили как раз в Одинцово. В работе круглых столов приняли участие победители, лауреаты и финалисты конкурса «Школа Сколково», руководители региональных и муниципальных органов управления образованием, эксперты и организаторы проекта «Школа Сколково», представители ЮНЕСКО, российских образовательных фондов, бизнес-структур.
Открыл конференцию Аркадий Дворкович, подчеркнувший фундаментальный принцип — инновации должны быть доступны не для «избранных», а для всех: «Я убежден в том, что мы должны договориться о том, что именно, какие параметры будут наши школы объединять, и одновременно дать максимальные возможности для проявления индивидуальности, чтобы каждая школа была авторским проектом, была своим вариантом школы завтрашнего дня. Я не вижу будущего за традиционным принципом — 95 процентов школ являются «стандартными», и лишь пять процентов — «элитными». Я не вижу причин, по которым мы должны отказывать в индивидуальности, в поддержке талантов, в том числе и учительских, где бы то ни было».
Глава Одинцовского района Александр Гладышев пригласил участников «сколковских» школьных проектов применить их на территории Одинцовского района, а также рассказал о новом, рожденном в Одинцово проекте закона об инновационных муниципальных образованиях. Получив статус инновационного, как предполагается, муниципалитет будет нести ответственность за все — в том числе и за обучение школьников, и за утверждение собственных образовательных стандартов. Александр Георгиевич напомнил участникам конференции об особой роли профессионального образования — составной части промышленного могущества любого государства. «Хорошего станочника, электрика, сантехника найти сейчас невозможно. И в силу дефицитности эти специальности стали высокооплачиваемыми. С помощью приезжих мы можем какое-то время затыкать дыры, но этот ресурс не бесконечен и потенциально опасен. Опыт Европы нам показывает, что происходит потом — вырастает поколение потомков мигрантов, заявляющее о своих правах и не желающее воспринимать обязанности, которые каждый человек несет перед обществом.
Получив возможность организовывать профессиональное обучение, муниципалитет мог бы давать молодежи, проживающей на территории района, высокооплачиваемую, востребованную специальность. Где и у кого обучать — у нас есть, это и отлично оснащенные аудитории Одинцовского гуманитарного института с его профессорско-преподавательским составом, и материальная, практическая база одинцовских Водоканала, Теплосети, Электросети, других предприятий, где работают превосходные, знающие толк в своем деле инженеры и мастера-практики».
Ефим Рачевский отметил, что в целом по стране ситуация с образованием складывается отнюдь не благостная: «Все муниципалитеты России завидуют Одинцово. Ведь парадоксальная ситуация складывается во многих школах — вначале пришел интернет, а потом пришел… туалет. 24 процента школ до сих пор не имеют канализации. Есть школы, где течет крыша и нет столовой, зато в них имеются интерактивные доски, компьютерные классы, и так далее. В этом есть элемент, если хотите, какой-то нечестности. В школе нужна и кровля, и канализация, и пришкольная территория, и библиотека, и пространства для творчества школьников».
Елена Низиенко подчеркнула жизненную необходимость «маяков»: «В образовании очень важно видеть лидера, видеть лучшие образцы. Появление ассоциации школ Сколково как раз и станет таким, очередным образцом, станет тем, к чему можно будет стремиться. Руководитель Одинцово, который сейчас выступал, являет собой образец чиновника, который берет на себя ответственность создать условия для того, чтобы мы с вами хорошо и содержательно работали».
Надо сказать, что группа из числа участников конференции незадолго до визита в Одинцово посетила Великобританию, где было проведено роуд-шоу Фонда «Сколково» — презентация возможностей российского инновационного центра для британских и международных научных и инвестиционных кругов. В ходе этой поездки россияне не только рассказывали о Сколково, но и знакомились с опытом Великобритании — кстати, одного из признанных мировых лидеров на рынке образовательных услуг. Многое, конечно, удивило — некоторые школы по своему бытовому уровню могли бы, находись они в России, просто не получить необходимых для работы разрешений Роспотребнадзора — они не укладываются в прокрустово ложе чиновничьих предписаний и параграфов. Там ученики на уроках могут запросто на полу сидеть — наши лицензирующие органы за голову бы схватились. Однако это отнюдь не мешает британским школам не только работать, но и добиваться прекрасных результатов — благодаря прагматичности в подходе к образованию, в ориентированности на ученика, прежде всего как на клиента. Ознакомление с западным опытом заставило российских учителей, принявших участие в конкурсе, с особой надеждой посмотреть на Сколково и его «школьный» проект, как на ледокол, способный взломать многометровый лед бюрократизма, сковывающий инициативу и творчество. «Что греха таить, — созналась одна из участниц конференции, — мы от своего областного педагогического начальства «шифруемся», скрываем все наши новации, хотя на практике их применяем. Потому что научены горьким опытом — приехать и запретить много легче, чем придумать и внедрить. Статус «сколковской» школы выведет нас из подполья, сделает нас теми, кто мы есть на самом деле — новаторами, а не нарушителями инструкций, какими нас видят бюрократы от образования». А на lancome можно подобрать подарок бизнес-леди.
Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: