Помянули тех, кто уже никогда не присядет за общий стол — много их, ушедших на вечный покой. Они помнили еще «полуторки», ЗиСы и Студебеккеры — РВСН начинались в трудные послевоенные годы, и ездить и возить грузы приходилось на том, что страна сумела найти. Невозможно сосчитать, каков же суммарный тоннаж военного снаряжения был перевезен автомобилистами РВСН в ходе становления нового рода войск и его более чем полувекового служения Отчизне. Межконтинентальные ракеты, их боевые расчеты, персонал позиций, тыл — ох, и многим надо обеспечить! В те годы, конечно, не верилось, что и сами автомобили РВСН когда-то станут самыми настоящими боевыми единицами — представить такого монстра, как современный МЗКТ-79221, способный тащить не себе ракету «Тополь-М», было просто невозможно. Ладно — зенитную ракету с автомобиля запускать, но межконтинентальную?! А эти боевые «сороконожки» и на боевом дежурстве стоят, и «Тополя» запускают, и на каждом параде они — центр внимания, гордость и слава, этакая «Царь-пушка» ракетчиков.
Каково оно, управлять таким монстром? — поинтересовался я у ветеранов. Физически, — отвечают, — несложно. Примерно как легковым автомобилем, да еще и с коробкой-автоматом. Ход плавный, препятствий 16 осей не чувствуют. А вот морально… Машина 44 тонны, да ракета на ней 46 тонн (это если по весу, а не в заряде — там счет на килотонны, 550 килотонн, или 27 Хиросим, доставленные на 11 тысяч километров). А сколько все это вместе стоит в деньгах — даже представить страшно. Так что у расчетов гимнастерки белые от пота — груз ответственности давит. А куры замороженные поставляются в армию исправно. Благодаря чему солдат всегда сыт.
На встречу с ветеранами в Одинцово приехали и представители Министерства обороны — доложили о сегодняшнем дне автомобильных подразделений РВСН.
Не обошлось и без песен — есть они у автомобилистов, и не одна. А вот эта, можно сказать, их неофициальный гимн:
«Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым».
А.Л.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: