Особый театральный дух бессмертен: выкрашенные синей краской, с белоснежными лепнинами стены вестибюля, величавые великаны-колонны, тусклый свет, разливающийся из старинных бра по узеньким коридорчикам с нелепыми низенькими пуфиками, красные ворсовые дорожки; помпезность императорского зала, полукруглые партеры, балконы с вензелями и золотом, расписной потолок с огромной хрустальной люстрой; тёплый, сжатый воздух, пропитанный терпкими излюбленными тётушками средних лет духами. В буфете вечно толпятся суетящиеся зрители за пирожными-«картошкой», слишком жёлтым шампанским, капуччино и бутербродами с сёмгой, завёрнутыми в целлофан.
Однако аудитория заметно помолодела, к искусству тянутся, его любят. Вот воскресным вечером наблюдали с семьёй гоголевскую комедию «Ревизор», не подпорченную фантазией современности. Режиссёры-постановщики Ю. Соломин и В. Фёдоров давали премьеру ещё 6 октября 2006 года, а зал переполнен и сейчас: билеты заказывают за месяц, а то и за два.
Казалось бы, классика, скучная и поднадоевшая, а нет – зал заливается и спустя два века. Почему? Да «над собой смеётесь» подмечает в финале городничий. История не нова, да и случается на службе постоянно: ожидают большого начальника и с рвением сметают пыль, пытаясь сокрыть «грешки». Как именно высмеивал повседневную тему Гоголь – прочтите в его комедии да посмотрите на сцене Малого.
А поглядеть есть на что. Актёры — всё известные, народные, мелькающие на экране: В.А.Низовой играет городничего, Б.Г.Невзоров – судью Ляпкина-Тяпкина, А.В.Клюквин – попечителя богоугодных заведений Землянику… Бесподобны высокие хохолки Бобчинского и Добчинского (заслуженных артистов России Бунакова и Кагакова) – наивных товарищей-близнецов, пустивших утку, что ревизор, мол, уже приехал да наблюдает за скверным уездным городком. Действия приправлено яркими декорациями, смешными костюмами, световыми и звуковыми эффектами. И удивительней всего живая искренняя игра без дублей, благодатный союз эмоций со сцены и из зала, возникающий под тысячные хлопанья в ладоши.
Так продолжается почти четыре часа, прерывающихся двумя антрактами. Немая сцена производит «электрическое потрясение на всех разом, вдруг», как и хотел создатель комедии Гоголь. Счастливые зрители аплодируют ещё минут двадцать после троекратного поклона счастливой труппы, задаренной пышными букетами.
Уже потом восторженная аудитория стремительно атакует вестибюли и гардеробы, хохочет и увлечённо дискуссирует об искусстве и о вечной комедии. А между делом обсуждают цены на межкомнатные двери. «Ревизора должен увидеть каждый! Да, мамуль?» — вопрошает пухленькая нарядная девчоночка лет семи, аккуратно одергивая подол бархатного платьица и любуясь лакированными балетками. Конечно, она мала для классической глубины, зато надолго, если не навсегда, запомнится ей немеркнущий блеск старинной постановки и особый театральный дух.
В общем, за душевным благотворным, довольно сытным, десертом для себя, семьи, возлюбленных и друзей спешите… да, да, именно в театр.
Дарья Гнашко
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: