Весенняя традиция управления образования Одинцовского района – подведение итогов конкурса школьных газет. Целый учебный год редакции рассказывали читателям о жизни школы, настала пора выявить лучших в этом достаточно непростом деле. Среди критериев оценки конкурса «Акулы пера» – содержание и актуальность тем, тематическое и жанровое разнообразие, вёрстка и дизайн, периодичность выхода и даже публикация материалов в других изданиях – подразумевается, что в районной, да и не только районной прессе.
Выявить лучших, кстати, бывает очень непросто – газеты идут по многим критериям, выражаясь терминологией скачек, «ноздря в ноздрю», и в оценке чаще всего проявляется личный вкус членов жюри. Но не в этот раз.
Уникальный случай подобных конкурсов – победитель определился с оглушительным отрывом от ближайших преследователей, им стала газета «Диалог» Кубинской средней школы №1.
Организаторы конкурса просили редакции предоставить хотя бы три выпуска газет, увы, кое-кто даже такого количества выдать не смог. «Диалог» заявил целую годовую подшивку, 16 номеров! Такого ещё не было. Как и другие школьные газеты, «Диалог» — ежемесячное издание. Но по любому удобному случаю, значимому событию в жизни школы здесь выпускается оперативный спецвыпуск. Статьи не длинные, не вымученные, не «цельнотянутые» с просторов Интернета. (Одна из редакций, кстати, сделала в своём номере забавную приписку по поводу источников – «Особая благодарность Интернету за предоставленные материалы»).
Практически все материалы «Диалога» написаны на обычные школьные темы, по тем событиям, которые почему-то у других изданий проходят «между глаз», кажутся малозначимыми. Проглядываешь номера – и создаётся ощущение полнокровной школьной жизни, действительно бьющей ключом. А подшивку стоит сохранять на память будущим поколениям, может быть, в электронном виде записать на диски выпускникам – потому что газета впитала в себя весь сок школьной жизни, зафиксировала ход событий, стала одновременно архивом и фотоальбомом. Газета формата А3, цветная, хотя, как мне кажется, и в более экономичном чёрно-белом исполнении смотрелась бы весьма неплохо. Но не формат и не качество печати определяет уровень газеты, а содержание. Ребята из Кубинки выдали на гора отличный продукт, честно говоря, именно такой и должна быть настоящая школьная газета. Но пространство для роста ещё есть – стоит подумать над более привлекательной вёрсткой, менее однообразной подачей фотоснимков.
Второе место заняла газета «Калейдоскоп» Одинцовской гимназии №13, третье – газета «Свалка» Немчиновского лицея. Жюри отметило также ряд школьных газет в специальных номинациях. Школа «Перспектива», введённая в строй лишь в этом году, приятно порадовала вёрсткой своей газеты, возможно, благодаря особым возможностям своего оборудования. Газету Назарьевской средней школы «Во весь голос» отметили как дебют года. Приятное впечатление оставили выпуски газеты «Мгновения» Успенской средней школы, ей жюри присудило номинацию «За тематическое и жанровое разнообразие». Лицей №6 стал победителем в номинации «Альманах года» за удачное издание стихов школьных поэтов – сделано красиво, со вкусом, всем понравилось. Ну, а, пожалуй, самый необычный сюрприз преподнесла Барвихинская средняя школа. Если у кого-то и на обычные выпуски материалов не набирается, то в Барвихе их хватило и на приложение – Шахматный листок! Причём интереснейший, и написанный вовсе не по абстрактным событиям шахматного мира, а по вполне конкретным школьным турнирам.
Вообще же впечатления из конкурса я, как член жюри, вынес следующие. Значительно более выигрышно смотрятся газеты, выполненные с использованием специализированных программ вёрстки. Текстовый редактор «Word» подходит для оформления документов и простеньких брошюр, но никак не для газет, даже школьного уровня. Понятно, что происхождение любых программ на школьных компьютерах должно быть абсолютно легально. В таких условиях лучшим подарком школьной редакции, который может вывести многие школьные газеты на принципиально более высокий уровень, послужит программа типа Adobe InDesign. Естественно, такая газета будет немыслима без особого внимания учителя информатики и «продвинутых» старшеклассников, для которых участие в вёрстке даст весьма ценные навыки.
Но главное – всё же наличие творческого коллектива, или хотя бы одного организатора-энтузиаста, для которого выпуск газеты станет не формальностью (приказано, вот и делаем), а увлечением. Тогда вместо довольно тусклых страничек, набитых на 90 процентов материалами из Интернета, есть шанс увидеть фонтаны творчества.
Да, кстати. Технический прогресс не стоит на месте, в Одинцовском районе всё больше школ, оборудованных по последнему писку техники. Любопытно, как скоро жюри очередного конкурса «Акулы пера» сможет оценить первые работы в жанрах «Школьный радиорепортаж» и «Школьная ТВ студия»? Думаете – фантастика? А мне такое развитие событий кажется вполне реальным.
Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: