На просьбу «Одинцовской НЕДЕЛИ» продемонстрировать возможности дистанционного оборудования для обучения детей, полученного в рамках проекта модернизации образования, директор Барвихинской средней школы Татьяна Яковлева охотно согласилась: «Приезжайте, покажем. Хотя есть и проблемы в этом деле, о них тоже неплохо бы рассказать».
Новинки показывает Марина Ахмедова, преподаватель начальной школы. В целом комплексом аппаратуры, попавшим в класс буквально в январе месяце, она довольна. Компьютер, видеопроектор, видеокамера, интерактивная доска, многофункциональное устройство в виде принтера и сканера, специальная станция для демонстрации на экране различных документов, рисунков, схем, — все это пришлось очень кстати и активно используется по прямому назначению. Дети довольны, учиться стало интереснее. Хотя различные обучающие компьютерные программы Марина Алексеевна использовала в работе и раньше, в полном объеме их широчайшие возможности позволяет использовать именно такая техника. А тренажёр беговая дорожка
позволяет развиваться.
Учитель показывает учебную установку «в деле» — выдает детям специальные пульты для голосования, запускает программу, на доске начинает транслироваться опрос. Он может быть как «типовым», подготовленным специалистами, так и созданным самим учителем, сочинившим вопросы и запрограммировавшим ответы. То есть система не жесткая, она позволяет творчески подходить к образовательному процессу, даёт учителю широкие возможности для самостоятельной работы.
Дети включаются моментально — читают текст вопросов, выбирают правильные ответы, жмут на кнопки. Так же моментально система оценивает ответы и выдает результаты — какой процент детей справился с заданием, кто сплоховал. Оцениваются и личные результаты. Все по-честному, никакой предвзятости: если знаешь — то знаешь, если нет — винить, кроме себя, некого.
Интересуюсь у ребят, нравится новая техника? В ответ восторженное «Да-а-а!».
— А почему именно вашему классу досталась такая «обновка»?
— А потому, что наша Марина Алексеевна — самая лучшая, — отвечает мальчик с первой парты.
Пожалуй, это не комплимент ученика учителю, а констатация факта. Учитель Ахмедова действительно получила комплекс оборудования в связи с тем, что проявляла интерес к подобным технологиям, и дирекция школы здраво рассудила, что уж у нее аппаратура простаивать без дела не будет.
У учителя есть своя страничка в интернете — если кто-то интересуется, достаточно просто набрать в поиске Яндекса запрос «Ахмедова Марина Алексеевна». В основном, этот личный учительский интернет-ресурс рассчитан, конечно, на родителей — можно ознакомиться с тем, что дети изучают в настоящий момент, получить оперативные консультации, узнать оценки. А если кто-то из детей приболел — то и домашнее задание. Действительно, удобно. Так и родительские собрания могут уйти в прошлое или стать более редкими — если все вопросы можно будет обсудить в интернете, в «социальной сети» класса, где учится ребенок.
Помимо таких связей «учитель-ученик», «учитель-родители», личные страницы педагогов в интернете позволяют им делиться опытом и разработанными программами друг с другом. Что тоже обогащает учебный процесс, поскольку каждый учитель может поделиться опытом, что-то позаимствовать, выбрать то, что нужно в данный момент. Раньше круг общения был не так уж велик — ну, сколько может быть параллелей и учителей в школе? Можно поделиться опытом с коллегами на районной педагогической конференции, но это дело не частое. А интернет расширяет границы общения на всю страну, да и с опытом коллег за рубежом интересующиеся тоже могут ознакомиться. Не только учиться становится увлекательно, но и учить. По интернету можно устраивать онлайн-соревнования «класс на класс» — кто точнее решит подготовленные учителями задания, можно снимать кино о жизни класса и делиться им со сверстниками, находить друзей за тысячи километров, можно полноценно учить ребенка, который по каким-то причинам не способен посещать школу или вести уроки для отдаленных школ, где есть проблемы с учителями.
Теоретически комплекс аппаратуры, который получила учитель Марина Ахмедова, дает возможность проводить такие интерактивные уроки. У Барвихинской школы есть «подведомственное» учебное учреждение, Усовская начальная школа. Что-то вроде филиала, где два начальных класса. Там у каждого из учеников есть ноутбук. Вот только устроить полноценное общение онлайн не удалось пока ни разу — подводит скорость подключения.
«Если пытаемся передать картинку, нас видят в конце дня», — сетует Марина Алексеевна. Помимо младших классов, в Барвихе ведь и два класса информатики работают, и когда включаются все компьютеры школы — всё, в интернет не выйдешь, скорость падает. Особой проблемы для обучения детей это, конечно, не представляет — в Усово есть свои учителя начальных классов. Однако хочется, во-первых, испытать все возможности нового комплекса, а, во-вторых, на одной учебе ведь дело не заканчивается. Марина Ахмедова ведет внеклассные курсы под названием «Хозяюшка», они интересны детям, но специально на них ведь детей автобусом не повезешь. Выходят из положения так: занятия снимают на видео, записывают на диск и в таком виде отправляют в Усово. По-другому пока никак.
В общем, в настоящий момент возможности инновационного оборудования, полученного Барвихинской школой в рамках программы модернизации образования, опережают возможности отечественных линий связи. Школам нужна не только лучшая учебная техника, но и лучший интернет.
Александр Лычагин
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: