Черемуховые холода… Вопреки завершающемуся календарному времени весны, они таинственно наступают каждый год. Всегда перед тем, как белой беззащитной метелью опадут на землю белоснежные лепестки. Они тихо исчезнут до следующего года, оставив в памяти нежную горечь неповторимого запаха, пронизанного соловьиным пением.
Всю ночь с 12 на 13 мая в Акулово, не прерываясь, пели соловьи. Начиная с вечернего богослужения накануне освящения нового храма в честь новомучеников и исповедников Российских — до утренних часов в день освящения. С одной стороны Акуловских храмов строго по расписанию кратковременно обрушивался на это пение свистящий грохот электричек и скорых поездов, с другой — давил на него отдаленный, напряженный, непрерывный гул Можайского шоссе. Но этот грохот и гул просто мешали слышать — соловьиный торжествующий салют не прекращался. Крохотные беззащитные птахи и сокрушительный смерч электрички — несопоставимо. И все-таки на чаше любых «весов» перевесит именно соловей…
Кровавый смерч богоборческих лет снес с лица нашей земли тысячи храмов, были замучены, расстреляны, зверски погублены многие из тех, кто в них служил. Чудовищная расправа государства с верой и верующими, казалось бы, достигла своей цели. Вот «документальные» росписи под куполом нового Акуловского храма: расстрел Крестного хода в Астрахани, убиение священномученика Кирилла Казанского и «иже с ним», убиение праведников в Бутове, закрытие Саровского монастыря и похищение святых мощей преподобного Серафима, святой патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре, священномученика Владимира Киевского ведут на казнь, убиение царственных страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры, царевича, царевен и их слуг, страдание святых мучеников на Соловках, убиение преподобномученицы Елизаветы и «иже с нею», безбожное осуждение святителя Вениамина и «иже с ним» на смерть, убиение святых мучеников Андроника и Гермогена…
У старого Покровского храма покоятся владыка Стефан (Никитин), за плечами которого годы гонений и заточение в концлагере, и старец протоиерей Тихон Пелих, который открыто исповедовал веру во Христа, несмотря на каждодневную угрозу быть арестованным и сосланным…
В коротком проникновенном слове после освящения храма митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назвал росписи под его куполом букварем нашей «новой» истории. И подчеркнул, что это букварь не только для детей, которым необходимо знать правду о своей стране, но и для взрослых, от кого был сокрыт великий подвиг тех, кто предпочел мученическую смерть измене. Измене Христу, Церкви, православной вере.
В новом храме теперь находится распятие, которому 200 лет. Этот крест со Спасителем установлен над скрытым колодцем. Колодец был вырыт на месте престола снесенного обветшавшего деревянного храма в Акулово-Покровском, чтобы не попиралось святое место. Затем была возведена надкладезная часовня, разрушенная в 1926 году. Колодец же сохранился, не завалился и не пересох. Хотя в окрестностях Акулово в период «преобразований» и строительства «нового мира» были засыпаны пруды, и грунтовые воды «теперь не так текут», — заметил настоятель Покровского храма протоиерей Валериан Кречетов. Ученые сегодня располагают данными, что вода имеет память. То, что легло на эту память в день освящения нового храма, наверняка только подкрепит животворящую силу прозрачных родников святого колодца.
Над алтарём нового храма — икона Божией Матери «Державная». «Страшная история России вся прошла перед Твоим лицом», — написал Максимилиан Волошин в своем стихотворении «Владимирская Богоматерь». В 1917 году в селе Коломенском чудесным образом была явлена Державная икона Пресвятой Богородицы. В двух сонных видениях крестьянке из Перервы Евдокии Андриановой было сказано: «Есть в Коломенском большая черная икона, её нужно сделать красной, пусть молятся». Икона была найдена в подвале храма в Коломенском, и когда ее промыли, проступило изображение Царицы Небесной в красной мантии, с короной на голове, восседавшей на царском троне. В Её руках были символы царской власти — скипетр и держава. На коленях — благословляющий Спаситель. Престол, оставшийся в России без царя, приняла Матерь Божия…
«Кровьми истину соблюдшие», — говорится в молитвенных славословиях о новомучениках и исповедниках Российских. И — просиявшие ныне в лике святых. Их иконы в новом храме — под «страницами букваря», изображающими последние часы или минуты их земной жизни. И красные пасхальные свечи — ведь Пасха продолжается. И алая случайная капля на белоснежном облачении дьякона. Как напоминание, как след от пули 20-го века это пятнышко от пасхальной свечи 21-го.
Сосредоточенно-глубоким, трогательным и каким-то по-особому тихим было в этот день служение Владыки Ювеналия. Ведь он — живой свидетель голгофских мучений нашей Церкви и её великого восстания, воскресения из крови и руин. При всей своей занятости Владыка нашел время для освящения нашего нового маленького храма. Задумывали строительство часовенки на месте разрушенной, воздвигнут же — храм. «В этом новом храме я испытываю особое чувство, — признался Владыка. — Про некоторые храмы говорят — «намоленный храм». И в этих совсем недавно возведенных стенах явно ощущается именно их намоленность. Вместе с нашими молитвами возносится на небо великая молитва тех, кому посвящен храм. Они наши заступники и представители перед Господом, обращайтесь к ним в трудные житейские или духовные минуты».
Для освящения храма специально был выбран будничный день. В выходной или праздничный, наверное, и десятая часть всех, кто желал бы быть причастным к событию, не поместилась бы в храме. Теперь же для каждого есть сюда дорога в самую необходимую «минуту трудную».
21-й век внес еще одну свою лепту в создание храма — практическую, прогрессивную. Росписи сделаны не по штукатурке, как было ранее принято, а по особому пластику. Он разработан в научно-исследовательских лабораториях Волгодонского «Атоммаша», и его главное свойство — практически не сжиматься и не расширяться под воздействием очень низких или очень высоких температур. Значит, фрески и иконы храма новомучеников и исповедников не потрескаются, не «поплывут». Они увековечены. Но главное, что увековечены на небесах и, будем надеяться, в нашей памяти (пусть она не будет короткой) имена и жертвенный подвиг тех, кого называют «соль земли». «Если соль потеряет свою силу, чем вы восстановите её?» — вопрошает Евангелие.
И сейчас среди нас немало тех, кого Господь избрал быть «солью земли». Тяжел их крест, но они достойно несут его. Знаем мы о них или их подвиг прикровенен — такие люди всегда есть у Бога. И посмотрите, сколько их восстало за веру, отдав за неё кровь и саму жизнь. А о скольких мы и не ведаем пока… И они просияют в назначенный срок в сонме тех, кто не посрамил чести предков, кто предпочёл смерть трусости, предательству, а главное — вероотступничеству.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: