В нашем городе живёт удивительная женщина, получившая необычный титул «Цветочных дел мастер» первого Международного флористического фестиваля в рамках проекта «Золотые букеты Руси» — Лидия Рябыкина. О своём давнем увлечении и немного о подготовке к участию во втором подобном фестивале, который скоро откроется в Государственном Историческом музее она поведала читателям «НЕДЕЛИ».
Красота природы издавна вдохновляла людей на бесконечные творческие идеи, положена в основу национальной культуры стран, породила ряд красивых традиций и видов искусств, в том числе и искусство аранжировки цветов. Первый вопрос: почему именно этот вид декоративно прикладного искусства был выбран, и с чего всё началось?
— При любовании цветами, этими хрупкими и в тоже время совершенными творениями природы меня всегда охватывала особая радость. Поэтому неудивительно, что сколько себя помню, всё время пыталась найти школу по обучению флористике. Я занимаюсь в старейшем клубе «Цветоводы Москвы» в секции аранжировки цветов давно, но не поворачивается язык сказать, что пятнадцать лет. Это сейчас я на пенсии и имею больше возможностей для занятий творчеством. А в то время в моей жизни были другие приоритеты, но на любимое дело, хотя и не часто, всё же находилось время, и я старалась участвовать во всех фестивалях и выставках клуба, а заодно и в ежегодных Одинцовских выставках «Мастерство и вдохновение». В клубе цветоводов я по-прежнему занимаюсь европейской аранжировкой. А недавно решила изучить ещё и искусство японской аранжировки – Икебана, выбрала направление – Согэцу.
— Как более консервативное?
— Скорее более изысканное. Точнее вначале это был выбор учителя. Поскольку флористика является частью моей жизни, и я часто посещаю мероприятиях по дизайну цветов. Однажды попала на одну из выставок организованную Московским отделением школы «Икебана интернешенал» совместно с Московским клубом «Икебана плюс» в выставочный зал «Галерея на Солянке». И меня поразили работы Чинары Мундузбаевой. Я узнала, что она преподаёт в некоммерческой организации «Икебана плюс» и решила попасть в её группу. Оказалось, что стиль Согэцу очень близок моему внутреннему состоянию и способен отчасти компенсировать дефицит духовности повседневной жизни.
— Каким образом умудряетесь сочетать два практически противоположных направления в флористике?
— Обычное дело, очередной этап в творчестве. Пока углублённо изучаю Согэцу. Это относительно молодая школа Икебана, ей около 80-ти лет. Авангардный так сказать вид, позволяет использовать любые природные материалы и сосуды, лишь бы не нарушалась естественная гармония. Суть составления композиции осталась той же — тонко и изящно расставить акценты и не допускать излишнего нагромождения деталей, чтобы не рассеивать внимание и не мешать зрителю созерцать красоту цветка.
— Буддийская философия Икебана не угнетает в вас русскую природу?
— Над направлением Согэцу уже не довлеет в той мере как раньше буддизм, в нём остались только эстетические аспекты и лишь отголоски буддийских постулатов. Причём таких, которые вполне можно считать общенародной мудростью. И Икебана является одной из наиболее подходящих художественных форм для выражения этой мудрости. Например, философия быстротечности явлений гласит, — в мире нет ничего определённого и постоянного. Постоянна в нём только сама природа. Жизнь цветов, которые изменяются, и, в конце концов, опадают, тоже быстротечна, но тем и прекрасна.
-Как реагируют родственники на ваше творчество? Им нравится то, что вы делаете?
— Они мне по-хорошему завидуют. Очень люблю дарить всем букеты цветов собственного изготовления. Это занятие даёт мне позитивный импульс, улучшает настроение, отвлекает от повседневности…
По секрету Лидия Тимофеевна рассказала, что на предстоящем втором Международном флористическом фестивале, попытается предстать уже в новом амплуа — с работой школы Согцу. До этого она выставлялась только как дизайнер Европейского стиля.
К тому же вообще августовский фестиваль обещает стать довольно любопытным зрелищем. Он будет посвящён 125-ти летию Государственного Исторического музея и пройдёт под девизом «Цветы умеют говорить». А рассказать цветам придётся о людях прославивших свою страну. Флористы уже сейчас составляют эскизы. Им есть над чем поломать голову.
С Одинцовским цветочных дел мастером мы не прощаемся, надеемся скоро увидеться на фестивале.
Ирина КОМЕЛЬ
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: