Одинцово в соц сетях:

Исключение, но не правило… Предложение, но не догма…

Опубликовано: 03.02.2011 в 10:26

Автор:

Категории: Новости

Тэги: ,,,,

2 февраля 2011 года открылся и продолжает свою работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Уже рассмотрен и принят ряд интересных и важных документов… В частности – «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах». По причине появившихся в Интернете грубых спекуляций и даже инсинуаций, полагаем правильным опубликовать полный текст документа:

.


.




.


.

«… существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы. Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах. Кроме того, иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, за исключением несения пастырских обязанностей в этих учреждениях.

Необходимо повсеместное осуществление решений Архиерейских Соборов и Священного Синода, согласно которым иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные) [2].

Недопустимо участие лиц в священном сане и монашествующих в предвыборной агитации и их членство в политических организациях. Лица в священном сане и монашествующих, занимая определенную политическую позицию, выражают ее свободным тайным голосованием.

Православные миряне могут полноценно участвовать в политической деятельности, выдвигаться и избираться на любые посты, создавать свои политические партии или особые группы в рамках партий. Миряне, работающие в общецерковных учреждениях, не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах и участвовать в деятельности политических партий без благословения Патриарха и Священного Синода, а миряне, работающие в епархиальных учреждениях, и учащиеся духовных школ — без благословения епархиального архиерея.

Церковные контакты с политическими организациями или отдельными политиками должны служить благу человека и народа, помогать людям созидать мир и согласие в обществе. Священнослужители и монашествующих не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера. Священнослужителю, монашествующему или мирянину, выражающему собственные политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона, а также предоставлять для политических мероприятий церковные помещения.

Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний.

В контексте избирательной кампании уместно призывать граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков – к проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе.

Подтверждается актуальность позиции Церкви, подробно изложенной в V главе «Церковь и политика» Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, приятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.

[2] Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии…»




Оскорбительным нападкам подвергся уже и вчерашний доклад Святейшего Патриарха. Особенно в части «религиозного образования и катехизации». А сказано дословно было следующее:


.


.




.


.

«Система религиозного образования Московского Патриархата призвана помогать народу Божию в изучении основ православного вероучения. Одновременно Церковь взаимодействует с государством с целью распространения в обществе знаний об истории и культуре Православия в целом и Русской Православной Церкви. Необходимо создать систему, жизнеспособную в новых условиях непрерывного образования: от дошкольных учреждений до средней школы, а затем – профессионального и высшего образования. Каждое из направлений этой деятельности предполагает разработку и реализацию преемственных и взаимосвязанных образовательных программ, стандартов и учебно-методического обеспечения. Предметом особого внимания должна стать подготовка педагогических и управленческих кадров. Предстоит большая работа по разъяснению того, что светский характер образования не тождествен атеистическому.

Уважение к мировоззрению религиозных граждан должно найти законодательное отражение в сфере образования.

Вы знаете, что с 1 апреля этого года у 300 тысяч российских школьников появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Для апробации курса выбрали 19 регионов. Ученикам предложили изучать один из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Церковь неоднократно говорила о необходимости обеспечить возможность свободного выбора одной из религиозных культур, общего курса о разных религиях или светской этики. К сожалению, в некоторых регионах имело место давление на выбор родителей и учеников. Полагаю, что архипастыри и пастыри должны использовать механизмы общественного контроля, чтобы такое давление не искажало сути проводимого эксперимента. Постоянный мониторинг хода апробации нового учебного курса ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, с которым призываю профильные епархиальные структуры активно взаимодействовать.

Разработка новой редакции федерального закона «Об образовании» затрагивает коренные интересы Русской Православной Церкви. Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах.

Недопустимо закрепление в законодательстве антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению. Нам еще предстоит выработать механизмы взаимодействия в образовательной сфере церковных учреждений с органами власти и местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, родительским сообществом. Подобные механизмы существуют во многих странах и успешно работают.

Считаю целесообразным создание специальной рабочей группы для разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере. В этом документе может быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект концепции должен пройти квалифицированную научную экспертизу и широкое церковное обсуждение.

Православное образование не может находиться на периферии поля зрения епархиального руководства. Это предполагает не только увеличение финансирования и более системное внимание к проблемам, возникающим в данной сфере, но и привлечение настоящих профессионалов, специалистов, которые бы получали за свой труд достойную зарплату. Осуществление этого нового подхода к религиозному образованию предполагает тесное сотрудничество епархиальных отделов с профильным Синодальным учреждением. Обращаю ваше внимание на то, что Священным Синодом был одобрен ряд нормативных документов, касающихся развития религиозного образования. Проводится конфессиональная аттестация православных образовательных учреждений. В настоящее время ее прошли 160 школ, 20 детских садов и 12 дошкольных отделений при гимназиях…»



.


.




.

Комментарии

Комментарии