Ситуацию с ливневой канализацией, как оказалось, очень острую в период не только весенних паводков, но и летних ливней, поэтому «Одинцовская Неделя» попросила прокомментировать мэра Одинцово Александра Альбертовича Гусева:
— Проблема ливневой канализации в городе является одной из самых острых и наболевших. Вопрос стоит уже очень давно, то, что нужно как-то его решать, было понятно ещё 30 лет назад. Увы, за все эти годы никаких подвижек не произошло, каждый раз находились какие-то причины, по которым решение откладывалось на будущие времена. В какие-то моменты находились более важные задачи, в какие-то не хватало денег, наконец, когда, казалось бы, почти всё сложилось удачно, вмешалась общественность, которой не понравился предложенный проект обустройства ливневой канализации и городских очистных сооружений. Митинги и протесты не позволили предпринять какие-то шаги в данном направлении.
Проблема оказалась унаследованной городским поселением Одинцово, опять-таки, в не слишком удачный момент. Идёт процесс становления, организации, не всё сбалансировано в бюджете, и приступать к решению подобной достаточно масштабной задачи пока не позволяют многие факторы.
Среди них — то, что значительная часть ливневой канализации является бесхозной. Планировать расходы бюджета на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью — очень серьёзное нарушение, поэтому прежде всего необходимо пройти этап документального оформления данной собственности. А он — не быстрый, требует значительных усилий, затрат времени.
На сегодняшний день в реестре имущества городского поселения Одинцово числится лишь 30 километров ливневой канализации. А реально её, по нашим оценкам — более 100 километров.
Требуются и серьёзные капиталовложения. Нужно создать МУП, закупить технику, набрать штат, продумать, где можно разместить и построить техническую базу. Невозможно всё это создать в один момент, процесс становления неизбежно растянется на годы.
В настоящее время мы вынуждены выполнять данные работы по сути экстренным, аварийным способом, привлекая на те небольшие деньги, которые заложены на данные цели в городском бюджете, а на 2010 год это 4,5 миллиона рублей, подрядные организации, проводить конкурсы и запросы котировок. О плановой эксплуатации пока речи не идёт.
На сегодняшний день наработки по созданию МУПа имеются, проведено несколько совещаний, разработана концепция — мы представляем, какое предприятие нам необходимо, готовится к регистрации Устав предприятия.
— Какой штат, какое оборудование требуется?
— Начать работу можно с минимально необходимым комплектом оборудования, а это три машины специального назначения: автомобиль для промывки, который подаёт воду под высоким давлением, откачивающий загрязнения илосос, и станция технического контроля, которая позволяет контролировать процесс, имеет аппаратуру для визуального осмотра коллекторов. Стоимость такого комплекта — 12-15 миллионов рублей. Плюс персонал, хотя бы в минимальном количестве, 4-5 человек, мастер, бригадир, водители, рабочие. Да, нужна дирекция, бухгалтер, но количественно такое предприятие будет небольшим, в пределах 14 человек.
— Можно ли использовать существующую техническую базу Одинцовского ДРСУ?
— Это возможно, тем более, что его директор, депутат Совета депутатов Владимир Алтухов понимает важность данной задачи, но, тем не менее, расходы на аренду в бюджете всё равно необходимо предусмотреть.
— Насколько актуально создание именно МУПа, в связи с тем, что многие муниципальные предприятия в настоящий момент акционированы?
— Нет, предприятие должно быть именно МУПом, напрямую подчиняться городским властям, с тем, чтобы иметь возможность вести плановую работу. Пока не разработана система долговременных контрактов, которая позволила бы обеспечить проведение данного вида работ на длительный период времени — к примеру, на три года. Работы ведь невпроворот, то, что не делалось 30 лет, за короткий промежуток времени не исправишь. Вдобавок, создание такого предприятия — серьёзная инженерная задача, требуется подготовить очень много документации, планов, схем, увязанных с другими коммуникациями города, и она никак не связана с деятельностью предприятий по очистке ливнёвой канализации. Они могут выполнить подряд на проведение каких-то работ, но организовать работу системно, в инженерном плане, не могут — это не их профиль. Нет на настоящий момент хороших, правильно оформленных схем и документов — никто их не делал, нам не передавал. По крупицам приходится всё восстанавливать, принимать по факту. Эту работу тоже не сделаешь быстро, придётся немало потрудиться, вложить немало денег — оформление такой схемы, настоящей, добротной, со всеми привязками, диаметрами труб и так далее обойдётся миллионов в 15-18.
— Заработать на стороне, выполняя заказы, такой МУП может?
— Разумеется. В уставе будут прописаны виды деятельности, на которых такое предприятие может зарабатывать. Мы знакомились с практикой подобных служб в Москве — они вполне окупаемы. Но возможны и подводные камни — к примеру, с ливнёвкой вдоль магистральных дорог особых проблем нет. А вот канализация, лежащая внутри микрорайонов, во дворах, находится на балансе и в обслуживании управляющих компаний. Можно было бы оказывать им услуги, но проблема в том, что затраты на очистку ливнёвой канализации, как правило, никак не прописаны в тарифах. Это приводит к тому, что затопления, причиной которых является отсутствие обслуживания ливнёвок, предопределены экономически — у них принципиально отсутствуют источники финансирования. Если бы хоть какая-то дельта, какая-то копеечка была прописана в тарифах — проблема бы была снята. Но сегодня управляющие компании ничего не тратят на содержание ливневой канализации, а затраты несут только когда «припрёт», когда необходимо решать фактически аварийную ситуацию, и средства на решение этих задач вынуждены изыскивать из не предназначенных для этого источников, к примеру, отказываясь от какого-то ремонта, от каких-то расходов на благоустройство.
— Несмотря на все сложности, на то, что фактически приходится организовывать работу с нуля и часто в аварийном режиме, ведь что-то уже делается и сделано?
— В прошлом году выполнен большой, серьёзный объём работ в районе улицы Вокзальной, где подтапливало подвал 5-й школы на протяжении ряда лет. В результате уровень воды в отстойнике рядом с этой школой понизился на 1,5-2 метра, мы спокойно вздохнули. Прочистили лоток под железной дорогой — огромная работа. Вычищены магистрали, которые идут вдоль Вокзальной улицы, ну улицу Свободы, на привокзальную площадь. Конечно, работы были сделаны в тех объемах, на которые хватило средств, но даже это позволило свободнее вздохнуть. Вода ведь там с улиц просто не уходила. Примерно с год назад мы начали использовать такой инструмент, как подписание технических условий застройщикам. Да, мы обременяем их вопросами промывки ливнёвой канализации, и они идут нам на встречу, понимая ситуацию — восстанавливают колодцы, промывают участки по 300-500 метров. Это тоже помогает снять напряжённость в некоторых случаях.
— Ситуация с улицей Толубко, где затопило магазин рыболовных принадлежностей во время ливня. Микрорайон новый, ливнёвка «свежая», как могло такое произойти?
— Сдача объектов в эксплуатацию должна обязательно проходить с участием специалистов администрации, мы должны видеть, что сдаётся, как выполняются технические условия. Обратной связи практически нет, мы не имеем информации, её приходится иной раз буквально выбивать. И, в отсутствие собственной службы и средств объективного контроля, её в данном случае очень трудно проверить — трубы-то под землёй. Застройщик мог схалтурить, что-то сделать не так, в результате система быстро заилилась и пришла в негодность. Либо наши специалисты, либо независимый технический контроль должны проверять качество работ и их соответствие проекту. Кстати, в районе Баковки есть ещё одна труба под железной дорогой, которую только предстоит чистить — может быть, это она не справилась, есть и другие проблемные места.
— Жители дома 52 по улице Северной обратились к нам с просьбой обратить внимание на то, что нормальному проходу к дому мешает огромная лужа. Чтобы попадать домой по суху, а не по морю, пришлось уложить с десяток деревянных поддонов. От выборов к выборам ситуация не исправляется, несмотря на то, что жители постоянно акцентируют внимание на этом вопросе.
— Ливневая канализация в старых микрорайонах фактически отсутствует, с подобными проблемами сталкиваются жители не только этого дома. Раньше так строили — ливнёвку заменяет, что называется, природная система луж и ручьёв, в лучшем случае организованная в бетонные желоба и стоки. Тем не менее, вопрос надо решать. Вряд ли путём строительства полноценной системы — это очень дорого, и в сегодняшних условиях, когда бюджет недополучает 35 процентов, просто невыполнимо. При реконструкции микрорайонов проблема решается сама собой, современные дома строятся как положено, но, в связи с кризисом, сегодня приостановилось строительство. И всё-таки какие-то технические решения нужно найти, и, опять-таки, без специалистов не обойтись. Попробуем чем-то помочь.
Городская администрация в настоящее время находится в периоде своего становления. Многое, если не всё, приходится начинать с чистого листа, не имея опыта, не имея какой-либо нормативной или методической базы. Отдел, который занимается в настоящее время проблемами ливневой канализции, имеет и другие функции — под его надзором находятся дороги, связь, транспорт. А работают в нём лишь четыре человека. Понятно, что без создания службы, отвечающей за состояние ливнёвой канализации, не обойтись. Как не обойтись без помощи старших по домам, уполномоченных городской администрацией на осуществление контрольных функций. Пока нет профессиональных специалистов, только благодаря усилиям этих людей можно держать руку на пульсе и вовремя реагировать на возникающие угрозы, с пользой распоряжаясь хотя бы теми средствами, которые предусмотрены в бюджете. Очевидно, что для всего города появление на улицах собственных спецавтомобилей нового МУП станет отрадной новостью. Надеемся, что нам удастся сообщить о ней первыми.
.
.
ПОДЕЛИТЕСЬ НОВОСТЬЮ: